В День науки профессор кафедры физической электроники ТУСУРа, доктор технических наук Павел Троян был награжден золотым знаком «Почётный профессор Томского профессорского собрания». О любимой с детства физике, научном руководителе – выдающемся ученом Григории Абрамовиче Воробьеве и о том, что спорт помогает заниматься наукой, Павел Ефимович рассказал в интервью.
- Ваше увлечение физикой, точными науками началось еще со школы?
- Да, я с детства хотел быть инженером, поэтому увлекался и физикой, и математикой, самостоятельно изучил химию. Школу закончил в 17 лет: по положению об экстернате необходимо было сдать 16 экзаменов по всем изучаемым дисциплинам. Несмотря на то, что сдал все на «отлично», экстернат не давал права на получение медали. И при поступлении в вуз – тоже пришлось сдавать все необходимые экзамены.
- Почему для поступления выбрали ТУСУР (тогда - ТИРиЭТ), Томск?
- Я поступал в 1965 году, приехал в Томск из Забайкалья. Уже тогда, несмотря на то, что самому молодому томскому вузу было всего три года, здесь очень развивалось направление электроники, была специальность «Диэлектрики и полупроводники». За созданием специальности, а позднее - кафедры физической электроники стоял выдающийся ученый Григорий Абрамович Воробьев, который в то время был единственным профессором ТИРиЭТа.
- Именно Григорий Абрамович Воробьев стал вашим научным руководителем, наставником?
- Да, именно он предложил мне поработать на кафедре. Григорий Абрамович был крупным специалистом мирового уровня в области пробоя диэлектриков, он много сделал для развития электрофизики и эмиссионной электроники в нашей стране, дал толчок развитию как физики диэлектриков, так и смежных областей науки – физической электроники, микроэлектроники. Он обладал сильной интуицией: например, в качестве научной работы предложил мне исследовать диэлектрические пленки - материалы для микроэлектроники. Когда я начал их исследовать, выяснилось, что в этих структурах возникает ряд фундаментальных явлений: разогрев электронного газа, явление электролюминесценции и электронной эмиссии, энергонезависимая память и другие.
- Ваши работы носили только фундаментальный характер или у них было и практическое применение?
- С самого начала они были ориентированы на применение полученных результатов на практике. Первая работа, которую мы выполняли для Московского электролампового завода, касалась создания вакуумных интегральных схем для космической отрасли. Нам удалось разработать источник электронов, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к этому классу приборов. Мы выполняли крупные заказы в области электроники, в том числе, специального назначения, по конкурсу в 1990-е годы, передавали разработки заказчикам на предприятия Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга.
- В этих работах всегда участвовала молодежь?
- Безусловно, аспиранты и студенты участвовали во всех работах.
- Как, в целом, наука влияла на образование?
- В 1991 году на кафедре физической электроники мы открыли новое направление подготовки в области микроэлектроники, а в 2009 я участвовал в открытии направления подготовки в области нанотехнологий и микросистемной техники. Можно сказать, что при переходе на новый этап развития, появляются и новые, необходимые образовательные программы. Сегодня, например, мы все больше переходим на работы в области перспективного направления - радиофотоники, создали научную лабораторию, где уже мои ученики выполняют исследовательские и практические работы.
- На ваш взгляд, какие знания и навыки необходимы, чтобы успешно развиваться в области микроэлектроники?
- Микроэлектроника - наука мультидисциплинарная. Один из отечественных основоположников микроэлектроники, Игорь Павлович Степаненко, говорил, что специалист в области электроники должен знать физику, технологию, схемотехнику и системотехнику. Если одного из компонентов не будет, то не будет инженера в области микроэлектроники. Я бы добавил, что все процессы, которые рассматриваются в микроэлектронике, не просто физические, а построены на физикохимии, поэтому всем инженерам, особенно в области микроэлектроники, необходимо знание химии.
- Каких принципов и правил вы стараетесь придерживаться в работе со своими учениками: студентами, аспирантами, докторантами?
- На мой взгляд, главное – выявить талантливого человека как можно раньше. В своей практике, стараюсь привлекать способных студентов к научной работе со второго курса. Если на начальном этапе студента нужно подталкивать, то, как только он получит пусть маленький, но практический результат, – дальше уже и толкать не нужно. Наверное, главное, - увлечь и вызвать интерес к науке, если есть интерес – то работа идет. Конечно, нужен и оптимизм, и активная позиция. У своих выпускников и учеников – Юрия Сахарова, Юрия Жидика, Вадима Арыкова, Игоря Юнусова и других – я все это наблюдаю.
- А что вам кажется секретом успешной научной карьеры?
- Мне повезло – я видел много таких примеров: мой научный руководитель Григорий Абрамович Воробьев был очень «плодовитым» на талантливых учеников. Например, его первым аспирантом был академик Геннадий Месяц. Главное, чему научил Григорий Абрамович, – быть в поиске и не бояться смелых идей. В своей докторской диссертации он обнаружил эффект электрического упрочнения, доказав, по существу, что переход к микроразмерам приводит к увеличению электрической прочности диэлектрических материалов. Этой работой он опроверг исследования явления электрического упрочнения, которые ранее проводили будущие академики Игорь Курчатов и Анатолий Александров под руководством Абрама Иоффе. Анатолий Петрович Александров, на тот момент президент Академии наук СССР, даже приезжал к Воробьеву, чтобы удостовериться в результатах работы лично.
С другой стороны, у Григория Абрамовича была хорошая фраза: «отличное – враг хорошего». Он чувствовал, когда нужно остановиться, потому что совершенствоваться можно до бесконечности.
- Что вы советуете своим ученикам?
- Не замыкаться только на учебе, науке, потому что студенчество – это удивительные годы, которые нужно прожить полноценной жизнью. Заниматься спортом, творчеством, музыкой.
Павел Ефимович - Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник науки и техники РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Изобретатель СССР. Помимо государственных и отраслевых наград, имеет первый разряд по боксу и футболу, а еще очень дорожит званием «Сердце кафедры физической электроники», которое ему присвоили студенты кафедры ФЭ ТУСУРа.
Внутривузовская научная конференция-семинар «Наука – от истоков до внедрения» прошла в ТУСУРе в честь Дня российской науки.
Губернатор Томской области Владимир Мазур наградил лучших профессоров и студентов 2024 года.
Накануне Дня российского студенчества мэр города Томска Дмитрий Махиня встретился с лидерами молодёжного движения города в Молодёжном центре ТУСУРа, а также вручил награды победителям конкурса на именную стипендию мэра Томска.
Выпускник ТУСУРа, сотрудник университета, доброволец поискового отряда «ЛизаАлерт» Сергей Важенин рассказал, как удается совмещать разные виды деятельности и развеял мифы о добровольчестве.