16 - 17 декабря 2010 года состоялась XI Международная научная конференция «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». Организатор конференции – Институт научной информации РАН. На пленарном заседании с докладом выступил президент ТУСУРа Анатолий Васильевич Кобзев. Учитывая важность поднятых проблем, редакция публикует доклад профессора Кобзева и приглашает к обсуждению всех заинтересованных лиц.
- Все будущие предприниматели наукоёмкого бизнеса сегодня учатся в университетах. Именно здесь могут быть созданы условия, стимулирующие выпускников к созданию собственно дела. Другой вопрос – надо ли предпринимать какие-то сверхусилия для этого, тем более определять генерацию предпринимателей как ключевую задачу. Обратимся к зарубежному опыту. В среднем количество малых и средних предприятий в развитых странах составляет 3 000 на 100 000 населения (в США этот показатель составляет 2 400, в Германии (Нюрнберг) – 3 500). России надо бы иметь 4,5 миллиона предприятий – есть 1 млн 50 тысяч.
Наукоёмкий бизнес в развитых странах составляет 50 %. Тогда в России надо бы иметь 2 миллиона наукоёмких фирм, есть всего 22 тысячи. В Томске нужно 14 тысяч таких предприятий, а есть всего 500. Ни о какой экономике знаний при таком положении дел не может быть и речи: её просто некому делать. Таким образом, вопрос «генерации предпринимателей» крайне актуален.
Как обстоят дела с «генерацией»? Очевидно, надо оценить процент выпускников, образовавших собственное предприятие. Несомненным лидером в мире здесь является Массачусетский институт технологий (MIT) (Бостон, США). За 1990 – 1999 годы его выпускниками создано 9 950 компаний, за 2000 - 2006 годы – 5 850 компаний. Таким образом, в год выпускниками создаётся около тысячи компаний. Исследователи MIT полагают, что учредителями одной фирмы являются в среднем два выпускника.
MIT - небольшой университет, выпускает 2 000 человек в год, при этом процент основателей своего дела — 83,6 %, это очень высокий показатель. К предпринимательской деятельности в MIT относятся с большим уважением, более того, выпускник, не основавший собственное дело, считается неудачником. Главный показатель MIT – количество предприятий выпускников и объём их производства, всё остальное менее значимо. И результат такого отношения достаточно весом – годовой оборот 25,6 тысяч предприятий выпускников MIT составляет примерно 1,8 трлн долларов. По объёму это 11-я экономика мира, превосходящая Россию.
В России при ежегодном выпуске из вузов более 1,5 миллиона человек в год создаётся всего 507 наукоёмких фирм, это 0,087 %, то есть менее 0,1 %. В Томской области ситуация немногим лучше - на 16 666 выпускников приходится 50 новых фирм, это 0,6 %. На этом фоне показатели ТУСУР выглядят достаточно оптимистично — 4,5 %, 1 100 выпускников ежегодно создают 25 фирм.
MIT, конечно, слишком дальний горизонт, даже для Европы. Среднеевропейский уровень – 10 % выпускников создают собственное дело. Это вполне достижимый показатель, который мог бы нас устроить.
Для этого перед университетами и научными организациями надо поставить задачу стать генераторами идей и предпринимателей. Вполне можно рассматривать ФЗ 217 как такую постановку задачи. Но, во-первых, мы привыкли к прямым указаниям, а идея генерации предпринимателей наукоёмкого бизнеса не получила подтверждения в официальных документах, в частности, в материалах совместного заседания госсовета и комиссии по модернизации в августе 2010 года. Там речь идёт о качестве подготовки специалистов и о тесном контакте с работодателями, фактически о подготовке инженеров наемного труда. Во-вторых, идея предпринимательского университета у нас непопулярна. Фактически задание на подготовку предпринимателей наукоёмкого бизнеса получил один университет в России – ТУСУР, победив в первом конкурсе инновационных образовательных программ с проектом «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоёмкого бизнеса». Полученные средства (около 600 млн рублей) были направлены на дооснащение элементов инновационной инфраструктуры и создание фундамента для генерации предпринимателей.
Сейчас в ТУСУРе функционируют 8 НИИ, 2 КБ, 34 студенческих КБ, 52 научных лаборатории и центра, 31 лаборатория группового проектного обучения, первый в Советском Союзе технопарк (с 1991 года), первый в России студенческий бизнес-инкубатор (с 2004 года), офис коммерциализации разработок, учебно-научный инновационный комплекс, включающий университет и предприятия наших выпускников. Сейчас в бизнес-окружение ТУСУРа входит около 150 предприятий (в 2001 году их было всего 25). Завершены общестроительные работы в технологическом бизнес-инкубаторе, с вводом его в эксплуатацию темпы генерации предпринимателей наукоёмкого бизнеса, несомненно, возрастут. Наша цель – создание нашими выпускниками до 100 предприятий в год.
Фундаментом генерации новой волны предпринимателей в ТУСУРе является групповое проектное обучение (ГПО). В рамках национального проекта «Образование» оснащено 1 100 рабочих мест, функционируют около 300 групп ГПО, охватывающих 30 % студентов на 3-5 курсах, введён единый день ГПО. Все проекты ГПО участвуют в ежегодных конкурсах на вхождение в наш студенческий бизнес-инкубатор. Мы стараемся использовать опыт ведущих предпринимательских университетов мира в работе со студентами. В частности, стремимся к тому же результату, который описывает Бертон Кларк в книге «Создание предпринимательского университета», говоря об опыте одного из ведущих университетов Европы – «Твенте», Голландия: «… к середине 90-х предпринимательское отношение овладело сознанием студентов и аспирантов… Университету удалось добиться благосклонного отношения к малым и средним фирмам и даже внушить студентам мысль о том, что после окончания университета организация своего дела может стать более высокой целью жизни, чем просто работа на какую-либо крупную корпорацию»…& lt; /p>
Таким образом, мы знаем, как в одном отдельно взятом университете – ТУСУР – компактном (примерно 5 000 студентов дневного обучения), с большим объёмом НИОКР (500 млн рублей в 2010 году), с развитой инфраструктурой науки и инноватики, позиционирующем себя как предпринимательский университет, ликвидировать пробел с 4,5 до 10 % выпускников, ставших предпринимателями, даже в рамках существующих подходов. Но ликвидировать разрыв с 0,1 до 10 % без существенных изменений не удастся.
Для этого нужно сделать несколько достаточно серьёзных шагов. Во-первых, необходимо признать университеты главными центрами инновационного развития и прямо поставить задачу генерации предпринимателей наукоёмкого бизнеса, рассматривая 217 ФЗ как элемент задачи, а не как её заменитель.
Во-вторых, создать во всех университетах инновационную инфраструктуру.
В-третьих, пересмотреть технологии обучения в вузе, переходя от изучения определённых предметов к обучению творчеству, постоянному поиску решений в нестандартных ситуациях, которые ещё необходимо научиться создавать.
В-четвёртых, необходимо модернизировать 217 ФЗ. Дело в том, что в законе очень много того, что защищает интересы корпорации под названием университет, но нет ответа на вопросы – от кого защищает и для чего защищает. Ведь доля в уставном капитале в 33 % - очень высокая плата за интеллектуальную собственность, 1-5 % вполне достаточно. А ещё лучше осуществить приватизацию интеллектуальной собственности авторами при создании наукоёмких фирм. Кроме того, в законе слишком много ограничений для вновь созданного предприятия, в том числе по видам деятельности. Также в рамках этого закона завышена ответственность вуза за судьбу предприятия. Фактически ректор отвечает за работу предприятия, а такой вид бизнеса в мире неизвестен.
В-пятых, следует уделить особое внимание фонду поддержки предпринимательства (фонд Бортника), чья роль резко возрастает в отсутствие венчурного капитала. Но его необходимо увеличить кратно, не менее чем в 10 раз. По такой же технологии должны быть образованы во всех без исключения регионах региональные фонды.
В-шестых, необходимо всячески стимулировать крупные предприятия к размещению заказов на наукоёмкую продукцию в малых и средних российских фирмах, а не за рубежом, в том числе через налоговые льготы и через законодательство, понуждающее к этому.
Совершенно ясно, что перечисленное выше не является исчерпывающим перечнем необходимых дел. Ведь модернизация, центральное место в которой отводится экономике, основанной на знании, является грандиозной национальной задачей, по своим масштабам и социальным последствиям существенно превосходящей наиболее успешные атомный и космический проекты. В её решение должна быть вовлечена как минимум половина населения России. Конечно, решение этой задачи повлечёт за собой необходимость решения ряда проблем, таких, например, как засилье чиновников, коррупция, необходимость отказа от вертикали власти в пользу горизонтальных взаимодействий университетов, бизнеса и государства в соответствии с моделью «тройной спирали» (Генри Ицковиц), социальные вопросы и т. д. Но все их можно решить, если есть идеи и люди, желающие воплотить их в жизнь.