Создание условий для выращивания готовых инженеров-проектировщиков, способных воплотить свои идеи в востребованный рынком продукт, привлечение работодателей к участию в образовательном процессе – ключевые задачи современного инженерного образования в России. В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники к их решению подошли с позиции инновационного вуза: несколько лет назад здесь создали новую образовательную технологию. За время, прошедшее после внедрения группового проектного обучения (ГПО), оно не только подтвердило свою эффективность, но и стало основой для дальнейшего совершенствования подготовки студентов в целом.
Идея отбора наиболее сильных и способных к проектной деятельности студентов с третьего курса и включение их группами из трёх - пяти человек в работу по выполнению заказов предприятий воплотилась в инновационную образовательную программу, которая получила государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Дополнительные бюджетные средства позволили сформировать крепкую базу для становления ГПО: сегодня в ТУСУРе создано более 30 лабораторий и порядка тысячи рабочих мест, оснащённых самым современным оборудованием. Каждый участник занят в проекте с перспективами реальной коммерциализации. В настоящее время свыше 250 из этих проектов находятся на стадии реализации, 400 к сегодняшнему дню уже завершены.
- От идеи ГПО до его полноценного внедрения должно было пройти более пяти лет, - поясняет президент ТУСУРа Анатолий Кобзев. - Теперь уже можно уверенно сказать, что технология устойчива, но прежде нам пришлось многое сделать, и сегодня мы продолжаем её поддерживать и контролировать. В подготовку материальной базы вложили миллионов сто, вырабатывали подходы в работе со студентами, проводили конференции, семинары, не обошлось и без преодоления психологических барьеров у преподавателей. Важным компонентом успеха стало решение вопросов морального и материального стимулирования участников процесса проектного обучения.
Технология продолжает развиваться. Сегодня дисциплина ГПО вписана в учебные планы, оценки идут в диплом, а в расписании университетских занятий появился день, который те, кто занят в проектах, полностью посвящают групповому проектному обучению. Чтобы синхронизировать эти занятия с основным процессом, технические задания проектантов с помощью календарного плана привязываются к семестрам. В конце каждого из них те, кто проходит это обучение, защищают очередной этап своего проекта перед квалификационной комиссией и в случае положительной оценки получают надбавку к стипендии. Активное участие в поощрении успешных разработчиков принимает попечительский совет университета. Ежегодно проводятся конкурсы проектов ГПО, которые позволяют не только стимулировать лучших, но и оценивать рабочее и творческое состояние в группах. Победители получают возможность конкурировать за гранты или претендовать на вхождение в студенческий бизнес-инкубатор ТУСУРа также на конкурсной основе.
- На групповое проектное обучение принимаются студенты, осваивающие разные специальности, - рассказывает директор Центра образовательных инновационных технологий Анна Поздеева. - Реализуются и межвузовские, межкафедральные проекты - их порядка 30. Создана единая информационная система, в которую сведены данные обо всех проектах. Нам с её помощью удобно следить за ходом процесса обучения и управлять им, а кафедры, в свою очередь, имеют возможность автоматически вводить в систему приказы о входе или выходе из состава участников, отчёты и другую документацию. Сегодня в ГПО занято порядка 30 % студентов, обучающихся на бюджетных местах, и не менее 10 %, получающих платное образование на третьем-четвёртом курсах. Бывает, что технари принимают участие в гуманитарных проектах и наоборот. Например, программисты разрабатывают сайт, а гуманитарии наполняют контент. В таком сотрудничестве была, к примеру, создана модель центра помощи для студентов-инвалидов технического вуза. Пятикурсники продолжают работу в проектах по индивидуальным планам.
Генерация волны предпринимателей, «заражение вирусом» изобретательства студентов в процессе ГПО приносит весомые и очевидные плоды. Молодые люди выходят из стен университета, успев уже во время учёбы почувствовать и моральный, и материальный результат своей интеллектуальной деятельности, они уже умеют и продать свои разработки, и организовать собственное дело. Разумеется, такие специалисты пользуются особым спросом в высокотехнологичных компаниях, и не только отечественных. А университет имеет возможность пополнять молодыми кадрами с инновационным багажом свой научный и преподавательский состав.
Сегодня 120 предприятий, входящих в учебно-инновационный пояс ТУСУРа, возглавляют его выпускники. Здесь производится до 80 % от объёма наукоёмкой продукции Томской области. Помимо специализированной подготовки студентов, ГПО включает и работу с инновационными предприятиями, в которых будущие инженерно-научные кадры закрепляются ещё до окончания университета. Многие поступают в аспирантуру, уже будучи сотрудниками фирм. Яркий пример такого партнерства - взаимодействие с НПФ «Микран», компанией по производству высокотехнологичной радиоэлектронной продукции, совместно с которой ТУСУР реализует сегодня один из проектов в рамках постановления правительства РФ № 218. В числе активных партнёров и заказчиков университета - ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва, ОАО «Научно-производственный центр ''Полюс''».
Тематика наукоёмких разработок участников ГПО весьма разнообразна, нередко проекты сочетают как прикладную, так и фундаментальную направленность. Здесь создают высокотехнологичные изделия, технологии, программные продукты и услуги для предприятий космической отрасли, архитектурных, строительных, медицинских компаний. К примеру, на кафедре промышленной электроники разработаны три модификации прибора для лечения онкологических заболеваний методом гипертермии, действие которых уже успешно испытано в серии экспериментов на кроликах и крысах. Методика применения отрабатывается совместно с НИИ онкологии СО РАН. Работа в проекте даёт его участникам, аспирантам и студентам, богатый материал для подготовки диссертаций и дипломных работ. Ещё один пример - проект «Парад-М» кафедры АСУ. Его участники разработали автоматизированную программную систему для процессно-ориентированного управления малым и средним бизнесом. Она позволяет за счёт нового подхода к организации деятельности предприятия существенно повысить уровень его экономической устойчивости и прибыльности. Все бизнес-процессы в оцифрованном виде программа сводит воедино, обеспечивая объективный контроль и оперативное управление. Эффективность применения продукта подтверждается результатами его испытаний на трёх различных предприятиях.
Проверку в реальных условиях проходит также интересное изобретение одной из групп участников ГПО ТУСУР. На базе лаборатории кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники разработана математическая модель устройства, позволяющего учитывать и контролировать расход тепла в жилых помещениях. Теперь его изготовлением занимается организованное в университете малое инновационное предприятие. С помощью небольшого прибора, крепящегося к стояку системы отопления, можно экономить до 30 % затрат на теплопотребление. Показания, ежеминутно фиксируемые датчиками, передаются в центр обработки автоматизированной системы поквартирного учёта. Технологией предусмотрен доступ пользователей каждой квартиры к регулярно обновляемым в системе данным. В ноябре в рамках областной программы «Энергоэффективный квартал» началась опытная эксплуатация прибора в одном из типовых жилых домов Томска. А тем временем изобретатели обдумывают новые решения этой идеи, например, обеспечение передачи информации посредством беспроводной связи…
Опытом ТУСУРа уже заинтересовались коллеги из нескольких вузов, в том числе одного из федеральных университетов. Практикующая сторона охотно делится с ними секретами реализации ГПО во время конференций и специально организованных циклов лекций. Рамочный договор о помощи по внедрению ГПО заключён с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Документация, касающаяся технологии, открыта для доступа на сайте ТУСУРа.
В университете стремятся создать такую образовательную среду, в которой каждый студент сможет и захочет максимально проявить свои возможности. По мнению Анатолия Кобзева, главная причина снижения успеваемости и интереса к учёбе у тех, кто оказывается в числе отстающих, - потеря мотивации.
- Наблюдать за теми, у кого возникают трудности в учёбе, и помогать им надо с первого дня, - говорит он. - И одними лишь дополнительными занятиями проблему не решить: многие из отстающих студентов их не посещают. Сейчас мы запустили пилотный проект по введению тьюторства. В Оксфорде и Кембридже эта практика существует на протяжении веков, и результат нам известен. Опекать студентов первого курса под руководством преподавателей-кураторов мы пригласили старшекурсников. Не ожидали, что среди них желающих участвовать в этом проекте окажется больше, чем требовалось. Теперь под присмотром каждого студента-наставника пять первокурсников. Если будет положительный эффект, то вместе с ГПО получим стройную и продуктивную систему профессиональной подготовки и индивидуального воспитания студента вне зависимости от того, склонен ли он стать учёным, предпринимателем, талантливым разработчиком или надёжным исполнителем.