Тандем «вуз – предприятие» обеспечивает оптимальный уровень подготовки специалистов.
Сегодня в нашем обществе мало людей, довольных качеством обучения в вузах. Причины неудовлетворённости разные, но один из самых распространённых упрёков современному высшему, в частности техническому образованию связан с тем, что ему не удаётся обеспечивать качественный конечный продукт. Под конечным продуктом понимаются конкурентоспособные инновационные разработки не только для ведущих отраслей страны, но и для бытовых нужд. Преодоление отставания в технической отрасли - едва ли не самая главная задача нашей экономики. И в связи с этим остро встаёт вопрос подготовки специалистов, способных разрабатывать, создавать и внедрять в производство новые технологии.
Перед университетами стоит очень важная задача – подготовить кадры для экономики будущей, сильной России, генерировать новое поколение предпринимателей наукоёмкого бизнеса и творческих, самостоятельных инженеров. Сложность в том, считает президент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Анатолий Кобзев, что существующей системе экономики инициатива, инновации, прорывные разработки по большому счёту не нужны, так как нарушают кажущуюся устойчивость, требуют изменений и реакции на них. Это в первую очередь касается мощных госструктур, которые могут и должны стать локомотивами развития экономики, таких как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», РЖД, крупные предприятия энергетики и тяжёлой промышленности и других важных отраслей. Эти предприятия стабильны, устойчиво работают и могли бы сотрудничать с университетами, поддерживать перспективные исследования, внедрение новых разработок, помогать готовить высококвалифицированных специалистов. Вузам очень нужна эта помощь – ведь даже если они стремятся готовить специалистов-прикладников, то не могут научить новым технологиям на устаревшем оборудовании. Обновление технической базы университетов потребует огромных финансовых и временных затрат и если состоится, то не в ближайшем будущем.
Государство и крупные предприятия только начинают осознавать необходимость взаимодействия с вузами. Конечно, это доставляет дополнительные хлопоты предприятиям, но они начинают понимать, что без усилий с их стороны они в ближайшей перспективе останутся без квалифицированных кадров. И положительные сдвиги в этом направлении уже есть. Университеты также видят важность и необходимость такого сотрудничества, но, чтобы оно было эффективным и дало в ближайшее время ощутимые результаты, университетам надо полностью менять технологию обучения.
До сих пор в вузах сохраняется безнадёжно устаревшая поточно-групповая система обучения, которая ни в коей мере не способствует самостоятельному добыванию знаний - важнейшему условию становления творческого специалиста. В чём причина живучести этой системы? Почему образовательные стандарты как насаждались, так и насаждаются, а требования к их выполнению всё более ужесточаются, конспекты лекций зачастую как писались под диктовку, так и пишутся? Типовые расчётные задания, курсовые проекты, лабораторные работы как делались по старинке, так делаются и сегодня?
Одна из причин стойкости такой технологии называется всеми – дешевизна, то есть минимальные затраты на реализацию технологии обучения. Другая, не менее важная, но более скрытая от глаз причина, по мнению А. Кобзева, состоит в том, что в этой системе до предела минимизируются усилия всех участников процесса обучения и она, таким образом, устраивает всех. Ректоратам в этой системе нравится простота управления и диспетчирования, деканатам - незамысловатость текущего и итогового контроля, преподавателям по душе то, что нет необходимости в специальной дополнительной работе по организации занятий, студентов устраивает возможность следовать за лидером и тем самым облегчать себе жизнь. Что в результате? Самостоятельно добывать знания в студенческих группах стремятся лишь единицы. Остальные выступают в роли пользователей, не приобретают необходимых навыков и умений и с трудом адаптируются в окружающей среде после окончания вуза, так как современная обстановка как раз требует инициативы и самостоятельности.
В ТУСУРе созданы свои технологии подготовки специалистов для новой экономики знаний. Например, групповое проектное обучение (ГПО), которое вуз активно внедряет с 2006 года, после того как выиграл в конкурсе инновационных образовательных программ. На деньги, положенные победителю, в университете оборудовали тысячу индивидуальных рабочих мест, где занимаются 30 процентов студентов вуза. Однако, несмотря на видимые результаты, технология ГПО не компенсирует всех недостатков существующей системы обучения, ведь основной контингент студентов продолжает учиться по старинке.
Пока все реформы высшего образования направлены на формализацию образовательного процесса, что ведёт к увеличению отчётности, росту количества рейтинговых показателей, но никоим образом не отражается на содержании процесса обучения. Возможно, таким образом авторы реформ пытаются исправить недостатки системы, видя основную проблему высшего образования в слабой исполнительности на местах. Хотя на самом деле проблема не в том, что на местах работают недостаточно исполнительные люди и они не так выполняют приказы и распоряжения, а в том, что не затрагивается суть образовательного процесса при массовой подготовке специалистов. А если не касаться сути процесса, прорыв к высокому качеству образования невозможен. Сейчас этот прорыв крайне необходим, и базой такого прорыва в технических вузах станет перевод лабораторных занятий (а это треть учебного плана) на индивидуальную основу и выполнение их на современном оборудовании профильных предприятий.
Такая схема действует в ТУСУРе уже несколько лет в рамках сотрудничества с промышленными партнёрами, входящими в учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) университета. Работая на предприятии, являющемся лидером в своей отрасли, студенты видят перспективы, они хотят учиться, потому что понимают, какого уровня знания им нужны и где они их смогут применить.
В прошлом году, на ежегодном заседании ассоциации выпускников ТУСУРа, в которую входят руководители большинства наукоёмких предприятий Томска, обсуждался вопрос о необходимости активизации взаимодействия между вузом и промышленными компаниями. Инициаторами обсуждения стали представители предприятий, воспринимающие университет как равноправного партнёра. Принято решение о необходимости расширения подобного сотрудничества. Для того чтобы развивать его, в ТУСУРе разработана общая структура взаимодействия, в которой оговорены уровни сотрудничества, его цели и итоги.
Существующее уже сегодня взаимодействие кафедр ТУСУРа и его предприятий-партнёров чётко вписывается в эту структуру. В ней есть и чтение лекций, и практика, и магистратура, и выполнение выпускной квалификационной работы, и совместные лаборатории, кафедры и научно-исследовательские институты, индивидуальные планы обучения студентов и другие формы партнёрства. Сейчас в ТУСУРе 10 из 20 выпускающих кафедр работают в рамках этой структуры. Например, по этой схеме кафедра физической электроники уже много лет работает с научно-производственной фирмой «Микран», кафедра автоматизированных систем управления – с фирмой «Контек-Софт». На этих кафедрах почти все студенты вовлечены в работу на предприятии: кто-то проходит практику, кто-то готовит здесь дипломный проект, кто-то обучается по индивидуальному плану. Сотрудники этих предприятий ведут занятия, руководят лабораторными работами на базе своего производства, курируют прохождение практики и работу групп ГПО. Результаты вполне предсказуемы – ежегодно в НПФ «Микран» трудоустраивается 40 - 50 выпускников, «Контек-Софт» принимает на работу не менее 15 молодых специалистов, окончивших ТУСУР.
Задача ближайшего будущего – помочь кафедрам вуза и предприятиям, которые пока не слишком активно сотрудничают друг с другом, найти возможности для взаимовыгодной совместной работы.
В целом же, считает президент ТУСУРа А. Кобзев, разработанная в вузе собственная технология обучения требует, несмотря на многие её положительные стороны, дальнейшего совершенствования, и никто, кроме самого университета, решить эту задачу не сможет. Здесь важно понимать, что, какими бы идеальными бумагами и отчётностью ни окружали процесс обучения, он не даст результата, если не менять его суть.
Президент ТУСУРа Анатолий Кобзев: «В университете более 5 000 студентов только очной формы обучения, и создать для каждого из них новые рабочие места для нас пока нереально. Это требует больших вложений в закупку оборудования и строительство помещений для лабораторий, где это оборудование можно разместить. Мы видим, как интересно студентам работать самостоятельно, получать результат, убеждаемся, что индивидуализация занятий, работа на современном оборудовании, решение реальных задач даёт очень хорошие результаты и в плане мотивации к обучению, и, соответственно, в плане повышения качества обучения. Но пока не можем себе позволить всю работу организовать подобным образом. Нужно искать пути, не требующие от вузов дополнительных вложений».
Проректор по учебной работе ТУСУРа Лев Боков: «Движение предприятий и вузов навстречу друг другу необходимо обеим сторонам. Например, университет, в соответствии с ФГОС третьего поколения, обеспечивает участие работодателей в формировании основных образовательных программ по направлениям и специальностям. Мы включаем их в число преподавателей, ведущих дисциплины по специализации, организовываем практики и выполнение выпускной квалификационной работы на предприятиях. Самое важно, что нам даёт такое сотрудничество, – это мотивация студентов, которые получают возможность работать на современном оборудовании, по самым современным технологиям, участвовать в реальных научных исследованиях.