Проректор по научной работе ТУСУРа Александр Шелупанов представляет свой взгляд на поиск, воспитание и поддержку одарённой молодёжи.
Мы встретились с Александром Александровичем в недавно открытом учебно-лабораторном корпусе (УЛК) на Южной. Сейчас здесь активными темпами идёт процесс заселения и освоения новых аудиторий. В этом корпусе прописался Институт системной интеграции и безопасности - детище профессора Шелупанова. Сюда же переехала его кафедра комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем.
Разработки доктора технических наук Шелупанова широко применяются в отечественном ракетостроении, на предприятиях оборонного комплекса страны. Авторитет томского учёного признают и зарубежные коллеги - Александр Шелупанов является действительным членом Международной академии наук высшей школы и Международной академии информатизации.
С 2010 года он занимает должность проректора по научной работе ТУСУРа, руководит Центром технологий безопасности этого университета. Все занимаемые посты - официальная составляющая биографии учёного. А что мы знаем о нём как педагоге?
Случай в спецшколе
Разве мог подумать 15-летний Саша Шелупанов, что победа в олимпиаде по математике приведёт его в школу-интернат при новосибирском Академгородке. Рождённая в конце 50-х годов идея специализированного образования советских школьников в первую очередь была ориентирована на поиск одарённых детей и их развитие. В новосибирской спецшколе учились подростки из близлежащих краёв и областей. Восьмиклассник Шелупанов приехал с Алтая. Домашнему ребенку освоение новой среды давалось ой как нелегко. С первого дня ребят погружали в углубленное изучение предметов - уроки велись по вузовской системе парами. Жизнь в интернате быстро приучила его обитателей к самостоятельности - постирать рубашку, погладить брюки.
После первого месяца обучения класс писал пробную контрольную по физике, её результат новичков просто огорошил: одна четверка и тройки с двойками.
- Глядя на наши растерянные лица, преподаватель говорил: «Ребят, а вы что хотите? Я сам физику не знаю на пятерку», - тот случай из физматовской поры Александр Александрович вспоминает с доброй улыбкой. - Такая система обучения с одной стороны бодрила, с другой вызывала сомнение: что я-то здесь делаю?
Он позвонил родителям и попросился домой. Приехавшая мама вместе с сыном уже направлялась к директору Могильницкому, когда по коридору проходил Михаил Алексеевич Лаврентьев, основатель школы. Высокий, сутуловатый академик, узнав об уходе, наклонился к подростку, приобнял его и что-то стал говорить. Александр Александрович запомнил главные слова: «Оставайся, ты обязательно привыкнешь».
Случайный разговор с академиком СО АН СССР Лаврентьевым сыграл в судьбе алтайского школьника роль, повлиявшую на всю его последующую жизнь. Уроки своих знаменитых учителей, опыт быстрого взросления профессор Шелупанов не только уяснил, он активно применяет их в собственной педагогической практике.
Из года в год Александр Александрович не устает напоминать преподавателям об особом отношении к студентам-первокурсникам:
- Эти ребята оторвались от родителей, домашнего уюта, пирожков, если хотите. Попав в неустроенную на первых порах среду, где всё надо делать самим, они конечно же теряются. Для поддержки и помощи вчерашних школьников работает институт кураторства.
Это очень важно. Например, заболел студент, отлеживается в общежитии вместо того, чтобы сходить в поликлинику. А потом у него начинаются долги, пропуски занятий и пошло-поехало…Чтобы не доводить до такого, мы обязательно пишем родителям письма, звоним им. За семестр у нас есть две контрольные точки. Если студент не успевает, тут же отправляем родителям письмо с сообщением о проблеме: решайте, помогайте, участвуйте. Может, физически они и крепкие, но по сути всё ещё дети. Я лично так их воспринимаю.
Университетские будни
Из Новосибирска выпускник физико-математического класса Шелупанов направился в Томск. Выбор будущего факультета Александр Александрович объясняет просто:
- В ТГУ на химфаке училась моя сестра. Девчата дружили с ребятами физтеха. Когда я приезжал в Томск, селился у них. Они и посоветовали мне этот единственный «нормальный» факультет. Мы учились 5,5 лет, получали стипендию в размере 56 рублей. Практически сразу стал работать лаборантом в НИИ прикладной математики и механики ТГУ. Здесь же остался после дипломирования, проработал до 1993 года.
Для Александра Шелупанова оба университета одинаково дороги: в ТГУ сформировался его интерес к самостоятельной научной работе, в ТУСУРе он успешно защитил докторскую диссертацию. Александр Шелупанов с благодарностью вспоминает своего научного консультанта Владимира Петровича Тарасенко, известного учёного, почётного гражданина города Томска, лауреата Госпремии, которую он кстати получал вместе с академиком Осиповым, бывшим президентом РАН.
Элитная аспирантура
В 2011 году в ТУСУРе была создана Программа целевой подготовки аспирантов для научно-педагогического кадрового резерва (элитная аспирантура), рассчитанная на 10 мест. Её идеологом стал проректор по научной работе Шелупанов. В университете уже высказывалась озабоченность по поводу среднего возраста сотрудников и профессорско-преподавательского состава - разрыв поколений становился всё ощутимей.
- Смысл программы очень простой, - поясняет профессор. - Университет обеспечивает дополнительную финансовую поддержку участнику программы, который после завершения учебы в аспирантуре остаётся у нас работать. Составляется тройственный договор, а треугольник, как известно, самая жесткая фигура. Сторонами выступают руководство университета, аспирант и подразделение (кафедра или лаборатория).
За время действия программы выпустилось 17 человек.
- Учёба в «элитной» аспирантуре стала для меня одним из этапов моего научного развития, - вспоминает аспирантка Валентина Миронова. - Талант Александра Александровича заключается в том, что умеет не только бережно растить научных сотрудников, но и вдохновлять их. Это кладезь идей, которые в сфере информационной безопасности можно развивать и развивать. А какой он преподаватель! Когда мы проходили курс по теории вероятности, который нам читал Александр Александрович, лекции пролетали моментально. Он говорил на таком доступном языке, что даже самые сложные вещи мы понимали буквально с полуслова. Это редкий дар и не все педагоги им владеют.
Проректор Шелупанов рассчитывает на то, что за годы учёбы аспиранты смогут основательно «пропитаться» научным духом, научатся зарабатывать, будут искать гранты и вот таким образом прикипят к университету. Пройдёт каких-то пять лет и они встанут к управлению кафедрами, возглавят лаборатории.
Нынче в «элитке» освобождается 4 места, а всего в ТУСУРе обучается 300 аспирантов, так что проблем с отбором в кадровый резерв у ректората точно не будет. Элитникам обеспечивается максимальный режим благоприятствования, позволяющий не думать о хлебе насущном: они проживают в отремонтированном общежитии, получают стипендию в размере 19,5 тыс. рублей. За счёт университета участвуют в международных конференциях. Аспирант обязуется вовремя защитить диссертацию и отработать не менее трёх лет в университете.
Учёба - вот что от них требуется, причём не только по исследуемой теме. Будущие учёные обязаны хорошо владеть иностранным языком, причём обязательно с его носителем. Как-то одного аспиранта Александр Александрович оригинально «наказал». Нет, он не читал нотаций, не ругался, а просто отправил того на конференцию. В Лондон.
В воспитании учеников, убеждён профессор Шелупанов, нужна просто системная работа. Дважды в год он лично встречается с каждым аспирантом и с каждым научным руководителем. Обсуждают всё - от специфических вопросов (поиск оборудования для экспериментов) до бытовых проблем.
За время действия программы профессор Шелупанов лично подготовил трёх аспирантов. Например, Олег Исютин занимался системами сжатия информации, Валя Миронова работала по теме информационной безопасности объектов ядерной промышленности. Сейчас готовится к защите в ТГУ Дмитрий Кручинин. Все ребята являются президентскими лауреатами. В этом года они приступили к работе в Институте системной интеграции и безопасности.
- Я знаю Александра Александровича с первого курса, - рассказывает Дмитрий. - Мой диплом, подготовленный под его руководством, отмечен медалью Академии ФСБ как лучшая научная работа среди студентов в области информационной безопасности. Такая оценка убедила меня в том, что я на верном пути. В этом большая заслуга нашего учителя. Он верит в своих учеников, видит их будущее. В сентябре мне на учёном совете вручили диплом лауреата Томской области в номинации «Лучший молодой учёный до 35 лет».
Готовим патриотов
Рассуждая на тему об утечке мозгов, Александр Александрович отмечает:
- Отток молодых учёных за последнее время снизился, причём существенно. Некоторые ребята возвращаются назад, и я понимаю, почему так происходит: всё-таки это другая среда. Ну посади человека на Северный полюс, дай ему много денег и что дальше? Я уже как-то говорил, что мы в ТУСУРе готовим патриотов страны в самом широком смысле этого слова. Посудите сами: специалист по защите информации - это особая, очень деликатная сфера деятельности, которая может быть использована как с пользой, так и во вред. Поэтому воспитанию морально-нравственных качеств студентов мы уделяем столько же внимания, как и уровню их подготовки.
Но лучший пример могут демонстрировать сами преподаватели, ведь для того, чтобы помогать развиваться, профессионально расти другим, необходимо совершенствоваться самому. «Учитель, воспитай ученика», - призывал в 60-х Евгений Винокуров. В начале третьего тысячелетия Александр Александрович Шелупанов с честью передаёт обогащённый опыт педагога и учёного подрастающему поколению, настроенному на научный результат и социальный успех.