Вузы получили право создавать инновационные предприятия
Если вы такой умный, почему вы такой бедный? Эта сакраментальная фраза родилась не на пустом месте: между самой гениальной идеей и ее практическим применением нередко «дистанция огромного размера». Преодолеть ее – задача инновационных предприятий. Но до сих пор вузы, в стенах которых рождается огромное количество светлых идей, права создавать такие предприятия не имели. И вот оно появилось – соответствующий закон президент подписал 2 августа. Однако само по себе разрешение ничего не значит. Об этом недавно напомнил на страницах «Красного знамени» председатель областной Думы Борис Мальцев в своей постоянной колонке на темы дня. Принятие закона, которого так долго добивались томские ректоры и областная власть, повод не только для радости, но и для решительных и одновременно продуманных действий.
Разговоры о необходимости дать вузам возможность заниматься инновационным бизнесом велись долго. Так долго, что некоторые формулировки, содержащиеся в долгожданном законе, успели устареть. В качестве примера советник при ректорате ТГУ, кандидат юридических наук Татьяна Трубникова привела упоминание о взносе в уставной капитал. Этот термин был в Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» прежде. Но сейчас и в этом законе, и в Законе «Об акционерных обществах» речь – об оплате части уставного капитала. Понятно, что речь идет об одном и том же. Но, с точки зрения юриста, такое расхождение в терминологии выглядит странновато. Однако устаревшие трактовки – это все-таки форма. А как оценивают содержание закона те, кому предстоит соотносить с ним свои действия?
Достижения ТУСУРа в плане инновационного развития никто в Томске давно уже не подвергает сомнению, именно этот вуз «породил» наибольшее число работающих в сфере наукоемкого бизнеса предпринимателей. Да и необходимость законодательных перемен руководство этого вуза отстаивало с большей настойчивостью, чем кто-либо другой. Поэтому для проректора ТУСУРа по экономике Александра Уварова принятие закона – несомненная победа.
- Конечно мы очень рады, - говорит он. – До сих пор вузы в России были категорически оторваны от бизнеса и по своему юридическому статусу приравнивались к детскому саду или отделению милиции. И то, что власть осознала необходимость сближения вузов и наукоемкого бизнеса, очень здорово. ТУСУР намерен создать ряд инфраструктурных организаций, которые позволят участвовать в работе с промышленностью и бизнесом, таких как центр трансферта технологий. Существенно возросли с принятием этого закона и наши возможности в плане создания венчурного фонда. У университета появился шанс стать инвестором. И это очень важно. Но что касается перспектив создания вузами большого числа бизнес-структур, тут энтузиазма и уверенности руководства страны не разделяю. Дело в том, что закон требует, чтобы вуз входил в состав совета директоров и имел 25 процентов акций, то есть блокирующий пакет. Это большая ошибка. Вуз должен полностью доверить бизнесу развиваться самостоятельно, а не выступать в роли надсмотрщика, который вмешивается в оперативную деятельность. Самостоятельное развитие на свой страх и риск – классика бизнеса, суть предпринимательства, и нарушать ее нельзя. Бизнес не будет выполнять никакую государственную волю, это самообман.
Участие государственной структуры, уверен проректор, станет серьезным препятствием уже в силу подразумевающегося контроля. Нормально, когда бизнес живет в условиях налогового контроля. Но когда в дело вступает контрольно-ревизионное управление, бизнес испытывает непреодолимое желание из него выйти.
- Если же блокирующий пакет принадлежит государству, это означает, что ваше предприятие автоматически попадает под контроль Рособразования, что раз в два года его проверяет КРУ, что к бизнесу непременно будет проявлять интерес прокуратура, - говорит А. Уваров. - А это – дополнительные затраты. К тому же вы должны постоянно помнить, что просто обязаны быть успешными – это ваш национальный долг! А зачем бизнесу дополнительная ответственность? Ему и так трудно…
Еще один минус, по мнению проректора, в том, что инновационные предприятия с контрольным пакетом в руках вуза потеряют статус малых предприятий и уже не могут пользоваться той помощью, на которую может рассчитывать малый бизнес. Недоступными окажутся для них, например, средства Фонда Бортника. А это – достаточно серьезная поддержка для инновационных предприятий.
Опыт развития инновационного бизнеса есть и у ТГУ: на его разработки опирается целый ряд действующих предприятий. Один из примеров – НПО «Мипор». Применяемая им технология изготовления нанопорошков не имеет аналогов в мире. В свое время она была предложена НИИ ПММ. Сейчас эта разработка поддержана Роснано, предприятие намерено войти в ТВЗ. Именно в ТГУ в 1994 году был создан и Томский инновационный центр, где отбирались вузовские разработки со всей Западной Сибири.
- Задача была поставлена так: отобрать разработки, которые бы вернули затраты в течение года-двух, - вспоминает проректор ТГУ по научной работе Григорий Дунаевский. – Отобрано было около 60 разработок, и ни одна из них не сорвала бизнес-план.
Одним из важных положительных последствий принятия закона проректор ТГУ считает появление новых рабочих мест для выпускников университетов. Актуальность этого обстоятельства в наши дни переоценить трудно. Сейчас «инновационный пояс» ТГУ включает в себя более 20 предприятий. Каждый год в университете проводится инвентаризация научных работ на предмет обнаружения новых перспективных идей, создан бизнес-инкубатор, где идею можно довести до практического воплощения. Принятие закона, позволяющего университету выступать в роли соучредителя наукоемкого предприятия, Г.Дунаевский называет серьезным прорывом. И вместе с тем предупреждает: не стоит ожидать, что серьезные перемены произойдут в ближайшие несколько недель.
- Не думаю, что отсутствие этого закона тормозило развитие предприятий. Разговоры о принятии закона шли уже давно, и вузы, не дожидаясь этого события, уже создали вокруг себя инновационные пояса. Более того, передали туда многие инновационные разработки, там уже созданы рабочие места. Теперь появляется проблема, как с этими предприятиями быть.
Вариантов, по мнению проректора, два: либо создавать под те же самые разработки новые предприятия, как требует новый закон, либо заходить в уже действующие. Рычаги влияния на большинство предприятий, считает Григорий Ефимович, у вузов остались, поэтому оба варианта вполне реальны. Необходимость же отдать вузу блокирующий пакет акций Дунаевский прокомментировал так:
- Самое интересное, что некоторые ректоры настаивали на большем – на 51 проценте. Это, конечно, нонсенс. Оставить бизнесу большую часть доходов необходимо. Хотя речь идет о доле от прибыли, а ярких примеров получения прибыли от наукоемкого производства в России пока не наблюдается. По крайней мере, на мой взгляд. Так что тут важен не денежный результат, а возможность отслеживать дальнейшую судьбу разработки. Сейчас университет передает предприятию свою разработку, и все – далее предприятие университету не подвластно. А ведь дальнейшие его шаги могут быть успешными, а могут не быть. Одни менеджеры продвигают разработки очень активно, у других это не слишком хорошо получается. А есть на мировом рынке и такая практика: приобретается разработка, заключается лицензионное соглашение. А затем все это складывается в стол, чтобы не мешать уже устоявшемуся бизнесу. Так что смысл участия университета в управлении не в том, чтобы забирать 25 процентов прибыли.
Просто без этого университет в качестве соучредителя становится крайне малозначим и никак не может влиять на решения, касающиеся продвижения его разработки.
К тому же эти 25 процентов вуз теперь не обязан отдавать в госбюджет, он может тратить их на развитие инновационного бизнеса. Появление этого закона – важный системный шаг. И, если не считать создания особых экономических зон, это первый за последние годы реальный шаг в сторону поддержки инновационного развития. Роснано, другие инвесторы – это все-таки только деньги. Но чтобы перебросить научную разработку вуза в бизнес-структуру, нужны не только деньги, нужны люди, которые умеют это делать, и законодательная основа этого процесса.
- Безусловно, ТПУ планирует учреждение малых инновационных предприятий по приоритетным направлениям развития университета, - заверяет ректор вуза Петр Чубик. – На сегодняшний день отобран ряд инновационных проектов для реализации в рамках хозяйственных обществ с участием университета. Прорабатываются механизмы внесения прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в качестве вклада в уставной капитал юридических лиц. Рассмотрит ТПУ и возможность вхождения в состав действующих предприятий «инновационного пояса» университета, который насчитывает более 50 малых инновационных предприятий.
Однако вопросы, касающиеся механизмов реализации нового закона, остаются. В том числе те, что связаны с налогообложением и бюджетным учетом операций по оценке и внесению прав на результаты интеллектуальной деятельности в уставной капитал создаваемых юридических лиц. Ректор ТПУ обратил внимание на еще одно обстоятельство: как показывает практика, создание пояса малых инновационных предприятий неизбежно приведет к конкуренции с вузом по отдельным научным направлениям. Значительная часть заказов на выполнение НИОКР и поставку научно-технической продукции может начать реализовываться не через вузы, а через малые предприятия. Однако компенсация возможного снижения объемов выполнения хоздоговорных работ за счет учета объемов предприятий «инновационного пояса» университетов при формировании основных показателей не предусмотрена.
- Но имеющиеся шероховатости не должны стать сдерживающим фактором развития инновационного бизнеса, - считает П.Чубик. – Принятие закона позволит привлечь инвесторов, заинтересованных в реализации проектов и развитии бизнеса под эгидой ТПУ, с использованием его научно-инновационного и кадрового потенциала. Университет уже имеет опыт создания хозяйственных обществ с внесением в качестве вклада в уставной капитал прав на объекты интеллектуальной собственности. В 2004 году создано ООО «Технологический инкубатор ТПУ», в состав имущества которого внесены права на пять объектов интеллектуальной собственности. Сегодня их число увеличилось до 8. Новый закон, без сомнения, позволит снизить налоговую нагрузку при реализации инновационных проектов в рамках малых предприятий, упростит взаимодействие партнеров как коммерческих организаций, действующих в едином правовом поле. Университет сможет расширить свои возможности по размещению и получению заказов на НИОКР, вовлечению студентов, аспирантов и молодых ученых в инновационный процесс, применению более эффективной формы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и реализации инновационных проектов с перспективой получать не только дивиденды от учрежденных предприятий, но и спонсорскую помощь от успешных компаний. Очевиден и положительный эффект от реализации закона для региона: это и новые рабочие места, в том числе для выпускников вузов, и увеличение налоговых поступлений в бюджет, и рост валового регионального продукта.
- Для нашего университета появление этого закона стало давно ожидаемым событием, - говорит проректор СибГМУ по научной работе и последипломной подготовке Людмила Огородова. – В том числе потому, что мы являемся соучредителем предприятия, созданного с участием зарубежного инвестора – Оксфордского венчурного фонда «Орбит». Предприятие появилось четыре года назад по специальному разрешению Минздрава. Но даже это не освобождало нас от ответственности за нарушение закона. Мы были единственными в своем роде и понимали, что неприятные последствия вполне могут наступить. И только появление этого закона защищает нас от такой перспективы.
Продукция упомянутого Людмилой Михайловной предприятия «Биомедсиб» - оборудование для ДНК-диагностики. В том числе таких заболеваний, как клещевой энцефалит, болезнь Лайма, описторхоз. За четыре года своего существования предприятие вышло на серийный выпуск продукции, однако в правовом поле начнет работать только сейчас.
- Сегодня при участии сотрудников нашего университета открыто пять инновационных предприятий, - продолжает Людмила Огородова. – Чтобы содействовать их развитию, мы отдали им в аренду площади нашей центральной научно-исследовательской лаборатории. Но получили от Минздрава предписание прекратить арендные взаимоотношения, поскольку совместная научно-исследовательская работа – не повод для аренды. Надеемся, что теперь у нас появится реальная возможность, изменив форму собственности этих предприятий и став их соучредителями, решить вопросы размещения на площадях вуза.
Помимо прочего, подчеркивает проректор СибГМУ, такие отношения между университетом и предприятием позволят повысить качество подготовки кадров. Каждое наукоемкое предприятие – это база для научных исследований, это поток студентов, которые получают доступ к закупленному на средства бизнеса оборудованию, рабочие места для лучших выпускников. Все это повышает престиж университета и его привлекательность в глазах абитуриентов. Нельзя не учитывать и специфику инновационных предприятий, действующих в сфере медицинских технологий, где регистрация продукции связана с вопросами безопасности населения. Процесс этот длится не менее пяти лет, значит, и возврата вложенных средств раньше ожидать не имеет смысла. Риски бизнеса в этой сфере высоки. И лишать такие предприятия поддержки вуза особенно опасно. Неудивительно, что принятие закона здесь встретили с радостью.
- Думаю, во время экономического кризиса появление закона особенно важно, - говорит Людмила Михайловна. – Сотрудники СибГМУ получают до 80 патентов в год. И теперь у всех них есть возможность внедрить свою разработку на рынок, оставаясь в то же время сотрудниками университета. Сейчас Министерство экономического развития и торговли подготавливает программу модернизации медицины за счет разработанных в стране импортозамещающих технологий. В ней участвует и Томская область. Таким образом, создается возможность не только для развития компании, но и для спроса на наши разработки. Так что закон очень своевременный.
Делать выводы о том, как будет работать закон на практике, можно будет если не в ближайшие месяцы, то в ближайшие годы. Хотя в этом случае привычная формулировка вряд ли верна – как заметил Борис Мальцев, работать за вузы закон не будет. Роль научно-образовательного комплекса для Томска не просто велика – это, по сути, градообразующая структура. И его потенциал, как не раз говорили приверженцы инновационного пути развития, вполне позволяет нам стать сибирской Силиконовой долиной. Очень хочется надеется, что именно так и будет.