На площадках ведущих томских вузов ТПУ, ТГУ и ТУСУР впервые прошла уникальная игра для школьников и студентов Tomsk Science Game. Участие в ней приняли ребята, которые интересуются наукой, любят решать головоломки и умеют работать в команде.
За четыре часа каждой из 24 команд нужно было пройти восемь локаций – лаборатории, конструкторские бюро, научные центры, – выполнить в них определенные задания и получить за это баллы. По итогам игры команда ТУСУРа «Нашкодим» поделила первое место с командой ТПУ«Ад и погибель», набрав по 5 080 баллов.
В ТУСУРе мероприятие состоялось благодаря слаженной работе Научного управления, Отдела набора и распределения студентов (ОНиР) и Волонтерской группы Профкома студентов.
- В нашем университете располагалось семь локаций, каждая со своей спецификой. Где-то приходилось работать руками, где-то решать логические задания, - отметил Алексей Мозгунов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа. – Но самое главное, что ребятам понравилось такое «погружение» в атмосферу университета: они и паяли, и печатали на 3D-принтере, и снимки из космоса читали. Такое близкое знакомство с вузом особенно полезно для школьников, которые сейчас определяются с выбором будущей профессии.
Первой локацией в ТУСУРе для многих команд стало студенческое конструкторское бюро «СМЕНА» и кафедра конструирования узлов и деталей
Там ребята освоили азы технологии пайки.
- Пайка – главный навык тусуровца, у нас все студенты умеют это делать, - сказал начальник конструкторского бюро «Смена» Альгис Мисюнас. – Пайка не такое уж простое дело. Чтобы качественно ее выполнить, нужно знать состав металлов в припое, уметь регулировать температуру жала паяльника. Действовать по определенному алгоритму. Кто попробует?
Вызвался студент-второкурсник Слава. У него был небольшой опыт пайки: дома он помогал отцу ремонтировать какой-то прибор. Парень начал торопливо припаивать к плате маленькие красные светодиоды, расположенные в виде сердечка. Но когда плату подключили к электросети, два светодиода из двадцати не загорелись.
- Чтобы получить баллы команде придется сделать работу над ошибками – этого требуют правила игры, - сказал Альгис Олегович. – Думаю, ребята справятся – азарта им не занимать.
Следующей локацией стал Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), недавно созданный в ТУСУРе для того, чтобы школьники и студенты могли реализовывать свои технические идеи.
- Вы нечаянно сломали ключ к сейфу, чтобы открыть его, вам нужно сделать дубликат ключа, - такое задание получили участники игры в Центре.
Ребята без промедления взялись за работу: сначала измерили сломанный ключ с помощью линейки и штангенциркуля, а затем на компьютере в графических программах смоделировали профиль нового ключа.
Зрелищным стал этап вырезания ключа на лазерном станке. Красный луч бегал по листу акрила по заданной ребятами траектории. Через пару минут ключ был готов, и участники игры, хоть и со скрипом, открыли сейф, найдя там кодовое слово для перехода к следующему заданию.
- Мы довольны ребятами, они проявили техническую смекалку и мастерство, - похвалили их сотрудники ЦМИТ.
В лаборатории технологии радиоэлектронных средств и безопасности жизнедеятельности кафедры радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга участникам игры рассказали о разных источниках света и их производстве:
- В настоящее время в Томске создается современный завод по выпуску светодиодов - они энергоэффективны, долговечны и совершенно безопасны. Вы сможете работать на этом предприятии, если приобретете необходимые знания и навыки.
А чтобы проверить свои силы, ребятам предложили собрать работающую схему светодиодов из учебного набора. Ребята несколько минут корпели над разрозненными деталями, в итоге правильно их соединили: от батареек загорелись светодиоды и заработал вентилятор.
- Это было не очень трудное задание, основы схемотехники мы уже проходили по физике в школе, - поделился участник игры Артем.
В корпусах ФЭТ и РК ТУСУРа на ул. Вершинина ребят встречали в лабораториях систем безопасности и автоматизации им. профессора А. П. Зайцева, гетероструктурной электроники и светодиодной техники, тематической обработки данных дистанционного зондирования Земли Центра космического мониторинга, разработки и моделирования электронных схем.
- Мы постарались подобрать локации таким образом, чтобы ребята смогли познакомиться и с традиционными, и с самыми современными направлениями научной работы в ТУСУРе, - отметила Инна Ярымова, заведующая отделением послевузовского профессионального образования ТУСУРа. – Надеемся, игра позволит повысить интерес студентов к научным исследованиям, а школьникам даст ориентир на будущую профессию.