В перспективе новая станция может работать в любых условиях.
Два месяца назад ученые НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР, ООО «Сибирская электротехническая компания» и ОАО «Манотомь» начали работу над созданием тепло-газогенераторной электростанции (ТГГЭС), адаптированной к условиям Томской области. Основой проекта стали конструкторские решения еще одного участника рабочей группы - Владислава Христиановича Даммера, главного металлурга ОАО «Полюс», занимающегося этой темой более тридцати лет.
Разработчики ставят перед собой задачу создать надежную, экологичную, недорогую, мобильную и «всеядную» станцию, которая позволит обеспечить дешевой электроэнергией и теплом удаленные поселки Томской области, вахтовые поселки, сборщиков дикоросов, а также может использоваться при обслуживании нефте- и газо – проводов, возможен интерес угольных компаний, а также службы ГО и ЧС. Основное преимущество создаваемой станции перед существующими бензино-дизельными установками – в цене. Стоимость одного киловатт/часа, вырабатываемого дизельной электростанцией в северных районах Томской области может доходить до 120 рублей (большая составляющая этой цены – транспортные расходы). Создаваемая станция будет вырабатывать электричество, которое, в зависимости от себестоимости топлива, обойдется от 2 до 12 рублей за киловатт/час.
Томичи создают ТГГЭС, которая работает на топливе с коэффициентом влажности до 50%. Такой коэффициент означает, что для работы станции можно использовать практически «сырую» древесину - только что срубленное или намоченное дождем дерево. В «полевых» условиях это очень важно, потому что здесь, как правило, нет возможности раздобыть сухие, специально подготовленные дрова или торфяные брикеты, обеспечить условия для хранения.
- Для нас принципиально важно, чтобы станция работала на имеющемся в Томской области топливе, - говорит Юрий Шурыгин, научный руководитель НИИ АЭМ, ректор ТУСУР. - Это, прежде всего, отходы лесозаготовки и лесопереработки: опилки, щепа, ветки и сучья. Но, ориентируясь на это топливо, мы должны решить одну, очень важную проблему – проблему загрязнения двигателя смолой, «закоксованности». Аналогичные зарубежные станции работают на соломе, сухой траве и другом, почти не содержащем смолы, органическом топливе. У нас же в Сибири древесина содержит высокий процент смолы, которая, осаждаясь на деталях двигателя, препятствует его работе. Мы должны обеспечить надежную, бесперебойную работу ТГГЭС в наших условиях. Имеющийся научный потенциал, большой опыт нашей команды в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, позволяют утверждать, что у нас есть реальный шанс сделать ТГГЭС, превосходящую по надежности и стабильности российские и зарубежные аналоги.
Сейчас ученые НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР совместно с ОАО «Манотомь» разрабатывают систему автоматизации управления создаваемой тепло-газогенераторной электростанцией. В этой системе будут учтены и решены трудности, связанные со спецификой топлива и особенностями эксплуатации. В перспективе эта станция может работать как в стационарном, так и в мобильном режимах.
До конца 2013 года разработчики готовы выпустить очередной опытно-экспериментальный образец, а к лету 2014 года поставить экспериментальную ТГГЭС мощностью 25-30кВт в опытно-промышленную эксплуатацию.