Подготовка инноваторов: шаг за шагом
Когда вся страна берет курс на модернизацию, самое время задуматься, чьими силами она будет осуществляться. Ключевой проблемой становится воспитание кадров, соответствующих заявленным высоким целям. О том, как взрастить инноваторов в стенах университета, рассказывает ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Юрий Шурыгин.
- Инновации, как уже давно доказано, не возникают на пустом месте. Какую среду создает ТУСУР для их появления?
- Развитие высшего образования немыслимо без проведения научных исследований. Мы это осознали уже давно и за последние десять лет создали целую исследовательскую инфраструктуру. Для наиболее эффективной работы мы создаем так называемый «диполь». Есть предприятие из реального сектора экономики, которое заинтересовано в свежем взгляде одаренной молодежи. Такое предприятие создает внутри вуза научное подразделение. От такого сотрудничества выигрывают все: студенты получают важные практические навыки, фирма – современные разработки, вуз – рабочие места для своих выпускников. Первый яркий пример такого плодотворного сотрудничества – созданный фирмой «Микран» НИИ систем электросвязи. Сейчас в рамках ТУСУРа создано уже 105 таких «диполей», шесть НИИ в составе университета.
- Что формирует исследовательскую инфраструктуру ТУСУРа и позволяет держать высокую планку научных разработок вуза?
- В последнее время мы также начали создавать научно-образовательные центры. НОЦ позволяют и проводить научные исследования, и готовить на этой базе студентов. Здесь можно смело приводить в пример НОЦ «Нанотехнологии». На сегодняшний момент это лучший за Уралом нанотехнологический центр, содержащий уникальное оборудование. Например, там установлен литограф, которых всего в России насчитывается пара штук. Имеется единственная в стране зондовая станция. Все это позволило сбыться нашей давней мечте – в стенах университета мы можем производить монолитные интегральные схемы! Кроме того, мы создали порядка девяти центров коллективного пользования, где есть электронный микроскоп и другое уникальное оборудование, позволяющее провести исследование на достаточно высоком уровне. Технологический центр ТУСУРа позволяет готовить таких специалистов, что порой не они осваивают новые приборы, приходя на производство, а сами компании учатся новому у наших выпускников.
- Существует ли и международное сотрудничество в научно-исследовательской сфере?
- ТУСУР организует «мосты передачи знаний» с зарубежными компаниями: Томск - Калифорния, Томск - Нюрнберг, Томск - Торонто и другие. Обычно такая взаимосвязь возникает тогда, когда бывший выпускник ТУСУРа создает свой бизнес за рубежом. После этого он выступает заказчиком разработок ТУСУРа, что позволяет производить более эффективную коммерциализацию томских инноваций за рубежом.
- Для того чтобы студенту хотелось прийти в лабораторию и работать над инновационными продуктами, это стремление в нем нужно воспитать. Использует ли ТУСУР какие-то инновации в самом процессе обучения, которые бы позволяли воспитать будущего модернизатора?
- Еще в 2006 году наш вуз выиграл конкурс на внедрение инновационной образовательной программы в рамках нацпроекта «Образование». Благодаря этой победе мы смогли разработать и начать применять совершенно новую образовательную технологию – подготовка предпринимателей наукоемкого бизнеса. Сейчас в ТУСУРе применяется методика группового проектного обучения (ГПО). Для нее мы создали в вузе около 1 000 новых рабочих мест, 34 студенческих КБ, 31 лабораторию. Ежегодно формируется примерно 260 групп в составе трех-шести студентов, для которых составляется индивидуальный учебный план. Благодаря самостоятельной работе по реализации проекта такой студент превращается в специалиста более высокого класса. Он будет уметь проектировать, создавать некий продукт собственными руками (будь то технологический узел, робот или компьютерная программа), разработать свою документацию по соответствующим ГОСТам, а после защитить свой проект – как в реальном мире перед инвесторами. Так мы сокращаем период адаптации будущего молодого специалиста к условиям на настоящем предприятии или заводе. Инновационная составляющая, введенная в процесс обучения, позволяет студентам раскрыться в полной мере.
- Существуют ли аналоги таким механизмам обучения в других университетах, и планируют ли другие учреждения высшего образования перенять этот опыт?
- Подобная технология обучения уникальна, это ноу-хау ТУСУРа. Цель ее – научить студента самостоятельно работать. В процессе реализации программы мы разработали много методических материалов по этой тематике. Гости вуза обычно бывают очень заинтересованы в этой программе. Но нужно помнить, что такой процесс не идет легко, это длительный путь. Сейчас у нас в обучении по этой технологии задействованы 30-40% отобранных на конкурсной основе студентов.
- Каким бы хорошим ни было получаемое образование, рано или поздно перед выпускником встанет вопрос «А что дальше?»…
- Дальнейшие возможности развития для тех студентов, чьи желания совпадают с возможностями, - это участие в конкурсе на получение места в бизнес-инкубаторе. Сейчас у ТУСУРа есть действующий студенческий бизнес-инкубатор «Дружба». Он был создан в 2004 году и стал самым первым в России. Сейчас у него уже есть множество историй успеха – на рынок, окрепнув в стенах инкубатора, вышли 18 наукоемких предприятий. В прошлом году суммарный оборот этих компаний составил 72 млн. рублей, они создали порядка 110 рабочих мест.
- Открывает ли ваше сотрудничество с ТВЗ новые горизонты перед наиболее успешными выпускниками?
- Наш университет является головной организацией по направлению «Электроника, информационные и телекоммуникационные технологии» в Томской ТВЗ. Мы участвовали в написании заявки для создания ОЭЗ в Томске. После создания технико-внедренческой зоны занимались работой с потенциальными резидентами, подготовив в общей сложности порядка 15 компаний-резидентов. Таким образом, выстраивается единая цепочка подготовки специалистов. Начинается все с ГПО, заставляющего студентов мыслить по-новому и создавать новое. Наиболее продвинутые студенты, которые будут иметь желание не только придумать, но еще и коммерциализировать свою разработку, придут в бизнес-инкубатор. Те же научные проекты, которые превратятся в малые предприятия и докажут свою жизнеспособность, смогут претендовать на роль резидента ТВЗ.
- Подтвердил ли такой подход к технологии обучения свою состоятельность?
- ТУСУР формирует благоприятную среду для появления инновационных бизнесов. Порядка 80% наукоемкой продукции в Томске производится выпускниками нашего вуза. Выходцы из нашей университетской среды хорошо известны всему городу, это фирмы «Микран», «ЭлеСи», «Стек», «Элком Плюс», «ТЭК» и другие – это активные участники деловой жизни Томска.