Проблему трудоустройства выпускников в ТУСУРе решают образовательные технологии
Ориентация выпускников вузов на рынке труда – одна из центральных тем, заявленных к обсуждению на Сибирском форуме образования, который проходит в Томске. Проблема трудоустройства молодых специалистов обострилась в связи с общей экономической ситуацией. Как образовательному сообществу реагировать на вызовы мирового финансового кризиса?
Проректор по учебной работе ТУСУРа Лев Боков уверен: никакие меры экстренного характера не позволят радикально изменить ситуацию. Подготовка специалистов, способных выдержать конкуренцию на глобальном рынке труда, требует системного подхода. К тому же, говоря о кризисе, следует думать и о том, какие кадры будут нужны для развития страны в посткризисный период.
В этом году Томский университет систем управления и радиоэлектроники выпустит около тысячи молодых специалистов. Сегодня только 2-3% пятикурсников не определились с местом будущей работы – большинство выпускников могут указать конкретное предприятие, куда они отправятся после получения диплома. Как правило, тусуровцы имеют возможность выбирать между несколькими вакансиями. Качество специалистов, подготовленных в ТУСУРе, признано работодателями по всей стране. В университете выстроена система трудоустройства выпускников, которая включает несколько направлений.
Традиционные связи с работодателями
Во-первых, ТУСУР имеет давние связи с предприятиями приборостроения, оборонной промышленности, в числе которых конструкторские бюро и НИИ в Каменск-Уральске, Красноярске, Омске, Новосибирске, Обнинске и других городах. Традиционно туда распределяются выпускники технических специальностей. Еще во время учебы студенты имеют возможность присмотреться к возможному месту работы, проходя преддипломную практику. Спрос на тусуровцев на этих предприятиях остается неизменно высоким. Спрос здесь превышает наше предложение, так как условия трудоустройства не всегда устраивают наших привередливых выпускников.
УНИК ТУСУР
Второе направление развивается в рамках учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), ядром которого является ТУСУР. Он объединяет собственно университет и наукоемкие предприятия, созданные его выпускниками. Многие фирмы образуют с вузом так называемый диполь. Компании открывают в альма-матер профильные НИИ, кафедры, лаборатории, где студенты и преподаватели могут работать на самом современном оборудовании, выполнять учебные и научные исследования. Бизнесмены, в свою очередь, получают доступ к кадровому резерву, возможность подобрать сотрудников.
- При ТУСУРе действует НИИ систем электросвязи компании «Микран», кафедра «ЭлеСи», другие подобные структуры, - рассказывает Лев Боков. Наличие бизнес-окружения - признак модели оксфордского типа, и хотя объемы финансовых потоков пока несопоставимы, важен сам принцип и начало работы. Схема станет еще более логичной с переходом на двухуровневую систему подготовки. Скажем, бакалавр сможет готовить свою работу на конкретной фирме, а если там потребуется специалист более высокого класса, мы будем обучать его по магистерской программе, соответствующей потребностям именно этой компании.
Инновационные образовательные технологии
Наконец, третье направление продолжает инновационную программу ТУСУРа, направленную на подготовку массовой волны предпринимателей в наукоемком бизнесе. Несколько лет назад в университете внедрили технологию группового проектного обучения, которая сейчас охватывает треть студентов вуза. Начиная с третьего курса, формируются команды для работы над каким-либо проектом. Далее такая группа в дальнейшем получает возможность, пройдя конкурсный отбор, попасть в бизнес-инкубатор. Там новая наукоемкая фирма получает необходимую поддержку на первом этапе развития, а затем может уйти в самостоятельное плавание.
- Здесь возникает синергетический эффект, - подчеркивает Лев Боков. – Наши выпускники не просто не занимают рабочие места на разогретом рынке труда, они сами создают рабочие места, и не только для себя, но и для других. И даже те ребята, которые не стали предпринимателями, способны эффективно работать в команде наукоемкого бизнеса. Во время учебы они приобрели не только знания и навыки, а компетенции – профессиональные, коммуникационные и так далее. Они понимают, как ориентироваться в реальности, где постоянно меняются внешние условия. Именно эти качества и обеспечивают конкурентоспособность в современном мире.
Тусуровская модель подготовки кадров открывает широкие возможности и для межвузовского взаимодействия. Например, в бизнес-инкубаторе уже сейчас создаются комплексные группы, куда кроме инженеров входят экономисты, юристы, экологи. Эту практику можно перенести на межвузовское сотрудничество и развивать независимо от того, удастся ли реализовать идею консорциума томских вузов.
Миссия любого университета – во-первых, всесторонне удовлетворить потребности личности в образовании и, во-вторых, обеспечить кадровыми ресурсами развитие экономики страны. А значит, учить так, чтобы внутренние, душевные потребности в профессиональном образовании выпускников не вступали в конфликт с проблемами трудоустройства. Это стороны одной медали.
И нынешние выпускники, и студенты ТУСУРа, и поступающие к нам абитуриенты могут быть уверены в том, что образовательные технологии университета работают на подготовку профессионалов, уверенно смотрящих в будущее.