Если долго идти по главной лестнице ТУСУРа, рано или поздно движение ограничит дверь – единственная, тут нельзя ошибиться. А если постучать, она откроется, и вас встретит Иван Бевзенко – аспирант кафедры телевидения и управления радиотехнического факультета ТУСУРа.
Недавно он стал участником областного конкурса «Человек года - 2011» в номинации «Прорыв». Его командой был разработан модальный фильтр, этот проект был высоко оценён на Селигере. В активе Ивана победа в конкурсе «У.М.Н.И.К.», лауреатское звание молодёжного инновационного форума Interra, несколько престижных грантов.
Но, что интересно, сам Иван долгое время связывал свою жизнь не с физикой, а с музыкой.
- Я окончил музыкальную школу с красным дипломом по классу баяна. Мне очень нравилось исполнять классические произведения, вариации и фантазии. Люблю слушать музыку Баха, она удивительно современна.
- Почему вы не стали профессионально заниматься музыкой?
- Были такие планы. Меня могли принять без экзаменов в центр одарённых детей в Ханты-Мансийске. Но в какой-то момент всё изменилось…
Я очень дружил со своим соседом с восьмого этажа. Он увлекался компьютерами и программированием, участвовал в разных конкурсах. Как-то раз он занял в городском конкурсе третье место и получил полторы тысячи рублей, а мне в окружном музыкальном дали триста рублей за первое. После этого я понял, что тоже хочу заниматься компьютерами…
- В школе нужно было подтягивать физику и химию (у меня не было особых успехов). Я стал больше заниматься этими предметами, и за год мне из троечника удалось стать хорошистом. После девятого класса мы с другом подали заявления в физико-математический класс – школьную элиту.
В университете пригодились все школьные задания. Мне нравилось решать задачки по физике – строить логическую цепочку, получать исходные данные и применять формулы из разных разделов физики. Учитывать все взаимосвязи и в итоге получать правильное решение.
- А что давалось трудно?
- Трудно было учиться. Я обыкновенный человек, особых способностей, как мне кажется, и не было. Но с самого начала обучения в ТУСУРе я поставил цель: перевестись с платного отделения на бюджетное. Старался – занимался много. Ещё и сторожем подрабатывал на стройке: приходил на объект, приносил с собой большой магнитофон и включал Баха. Бывало, до трёх ночи сидел и чернилами разных цветов подчёркивал конспекты.
(Всем родителям я бы хотел пожелать, чтобы они объясняли детям ценности образования. В начальной школе меня хотели оставить на второй год, а я не понимал, зачем это – учиться. И только потом осознал, что это нужно, чтобы выбраться в люди и стать успешным.)
Я попробовал себя в различных сферах, к науке пришёл на третьем курсе. До этого где только не работал: в духовом оркестре играл на валторне, занимался автострахованием, командовал штабом студенческих строительных отрядов. Но меня это не устраивало.
- Почему?
- Например, когда на втором курсе я работал страховым агентом, то понял, что такое «работа в офисе». Ты в костюмчике, приятная обстановка. Люди вежливо обращаются к тебе. Золотая жила: постоянно много клиентов, все отдают деньги. Но потом я осознал, что это деньги из воздуха. Это неинтересно. Ты ничего не создаёшь. Я почувствовал, что долго не смогу этим заниматься. Мне хотелось развития.
Первые два года я проучился в Няганьском филиале ТУСУРа. В конце второго курса я стал там командиром студенческого строительного отряда. Мне даже выделили машину с личным водителем и возили по объектам.
Лето было очень жарким. Комары, гнус… А студенты работали полностью одетыми, в капюшонах, измазанные дёгтем от мошки. Строили дорогу федерального назначения Нягань – Ханты-Мансийск. Ровняли склоны лопатами, мотыгами, граблями, чтобы там газончик лёг – зелёненький и красивый.
А тут я: в костюмчике, с папочкой. Мне даже не надо было ничего говорить, за меня всё говорил инженер. Я был каким-то символом, и мне это не понравилось.
- Когда вы приехали в Томск?
- После второго курса. Помимо учёбы, я занимался трудоустройством студентов, и первые навыки предпринимательской деятельности я получил именно здесь: как вести переговоры, как заключать договоры, как общаться с партнёрами и рабочими. К сожалению, студенты-радиотехники могли рассчитывать на неквалифицированный труд: уборку строительного мусора или покраску. Меня задело. Как так, я получаю высшее образование, а работаю совсем не по специальности?! И тогда я создал три подразделения: строительное, сервисное и научно-техническое. Отбирал самых-самых трудолюбивых и трудоспособных – людей с хорошими человеческими качествами, прежде всего в научно-техническое подразделение. Потом мы стали привлекать их в групповое проектное обучение (ГПО) к моему научному руководителю доктору технических наук Тальгату Рашитовичу Газизову.
Ну, а потом я полностью переключился на науку. Понял, что инновационный бизнес без науки немыслим: даже удачный проект нужно постоянно совершенствовать, а новые знания даёт именно наука.
- То есть вы убедились, что наука – это именно ваше дело?
- Да. Я считаю, что работа должна быть не только ради денег, а ещё и потому, что тебе это действительно нравится делать. И чтобы после твоей работы остались какие-то результаты, которые сделают жизнь общества лучше. В научной деятельности это могут быть публикации, книги, методические пособия. Это интересно: будущие поколения, возможно, будут использовать твой опыт.
- Вы собираетесь разрабатывать какие-нибудь новые проекты? Есть какая-нибудь мечта?
- Есть, конечно. Хочется достичь таких успехов, как Сергей Павлович Королёв, генеральный конструктор, открывший окно в космос. Делать устройства, позволяющие исследовать Вселенную. Поднять человечество на другой уровень развития…
Если мыслить в масштабах Вселенной, можно предложить путь человечеству без войн и экономических кризисов. Потому что в космосе очень много ресурсов – бери, сколько хочешь: много минералов и земли тоже много. Пожалуйста, прилетай и осваивай. Воевать незачем…
- А осваивать будет не лень?
- Нужно просто создать такую культуру и общество, которым бы это стало интересно. Но я считаю, что это будущее. Пора становиться более цивилизованными людьми и развиваться дальше.
СправкаПроект «Модальный фильтр» ТУСУРа стал победителем Национального конкурса инновационных проектов в области информационных технологий 2011 года. В отличие от аналогов он способен эффективно бороться со сверхкороткими импульсами, длина которых не более одной наносекунды. Назначение фильтра - защита различной аппаратуры от помех, передающихся по проводникам. Существует несколько прототипов устройства, различающихся сферой применения: от бытовой техники до электрических подстанций.