Когда 5 лет назад, в сентябре 2004-го, в Томске состоялось официальное открытие первого в России студенческого бизнес-инкубатора, это воспринималось как экзотика. Сегодня студенческие бизнес-инкубаторы есть в каждом томском вузе, то есть стали уже привычным элементом инновационной инфраструктуры. А даст ли новый закон толчок инновационному развитию экономики?
Закон о малых инновационных предприятиях при вузах подписал 2 августа президент России Дмитрий Медведев. В соответствии с документом бюджетные научные и образовательные учреждения получают право самостоятельно создавать фирмы для применения на практике результатов интеллектуальной деятельности. Помимо интеллектуальной собственности в уставной капитал таких предприятий они смогут вносить деньги, здания, оборудование. И все это - без дополнительного согласия собственника, то есть Минобрнауки.
По мнению законодателей, закон будет стимулировать участников рынка интеллектуальной собственности к запуску инновационных технологий в реальное производство.
А как оценивают возможности, которые дает закон, в университетском Томске и руководстве администрации области? Мнения авторитетных специалистов расходятся.
Губернатор Виктор Кресс:
- Подобные законы действуют во всех развитых странах. Они создают легитимную основу для развития наукоемкого предпринимательства и большое количество рабочих мест в крупных вузовских центрах. Именно мы, томичи, неоднократно поднимали этот вопрос перед главой государства. Значит, именно мы и должны наглядно доказать, что этот закон нам нужен был как воздух. Теперь дело за нами - мы обязаны создать в Томске сотни, а лучше тысячи новых инновационных предприятий.
Владислав Зинченко, заместитель губернатора по научно-технической и инновационной политике:
- Вузы Томска и раньше оказывали активную поддержку инновационным предприятиям, созданным на базе университетских разработок. С принятием закона они получат возможность делать это легально. Будет проще решать вопросы аренды помещений, доступа к оборудованию и т.д.
Основная проблема, которую поможет решить закон, - коммерциализация сделанных на базе университетов и НИИ разработок. Существует несколько способов передачи разработки в производство. Первый - частно-государственное партнерство, когда работы выполняются по заказу государственного учреждения или частного бизнеса. Второй - продажа лицензий разработчикам. И, наконец, третий, который до недавнего времени был блокирован, - возможность учреждать малые инновационные предприятия. Это механизм, которым сегодня активно пользуются во всем мире вне зависимости от формы организации научного или учебного учреждения.
С принятием закона, на мой взгляд, более интенсивно пойдут процессы превращения вузов в инновационные научно-образовательные комплексы. И в Томске среда для реализации закона уже подготовлена. Например, на последний конкурс Бортника было представлено 60 проектов. Финансирование получили только 20. Но остальные 40 также жизнеспособны - это проекты с хорошими бизнес-планами, на их базе можно создавать малые инновационные предприятия. И получить работу на них смогут в первую очередь талантливые вузовские выпускники.
Закон облегчит и механизмы выполнения вузами хоздоговорных работ. Сегодня они реализуются на базе 94-го Федерального закона, который предусматривает непростую процедуру. Создание малых предприятий позволит в ряде случаев университетам уйти от 94-го ФЗ и без бюрократических проволочек договариваться с заказчиками о выполнении работ.
Но и этот закон не решает всех проблем. Например, остается вопрос о лицензионных отчислениях в пользу разработчиков. Сегодня нормативная база так устроена, что оплаты за лицензионные соглашения для институтов Российской академии наук зачисляются в бюджет государства. А значит, теряется мотивация для непосредственных разработчиков.
И еще, чтобы закон начал действовать, нужна его быстрая отработка, чтобы уже в сентябре на ученых советах вузов и академических НИИ могли быть приняты решения по созданию инновационных кампаний на основе разработок и интеллектуальной собственности университетов и научных организаций.
Наталья Кичко, директор бизнес-инкубатора ТГУ:
- Давать оценку тому, как будет реализовываться этот закон, пока рано. Мы не знаем, как будут выглядеть подзаконные акты, регламенты, инструкции. Но вузы ждали принятия этого закона. Дело в том, что университеты всегда активно помогали малым предприятиям, созданным на основе вузовских разработок. Например, инновационные фирмы для получения опытных образцов пользовались оборудованием вузовских лабораторий. Это происходило параллельно с проведением научных исследований, без которых учебная деятельность в современном университете невозможна. В итоге получалась игра в одни ворота: предприятия пользовались поддержкой вуза, а университет не имел возможности влиять на политику этих малых предприятий, хотя в некоторых случаях это было бы полезно для обеих сторон.
Речь не идет о том, чтобы участвовать в учредительстве всех компаний, созданных на базе вуза, - думается, не все разработчики с радостью пойдут на этот шаг, в свою очередь, университетам не обязательно участие во всех предприятиях, созданных вокруг них. Но есть ситуации, когда вузовское учредительство может дать дополнительный стимул к развитию компании. Например, в ситуации работы с крупным инвестором учредительство вуза поможет избежать поглощения маленькой инновационной компании - университет будет являться гарантом того, что авторы и разработчики, которые довели разработку до уровня инвестиционной привлекательности, получат свои доли и дивиденды.
Другая ситуация, в которой учредительство вуза благотворно повлияет на развитие малого предприятия - наличие перспективной разработки в стадии, когда привлечь серьезного инвестора для ее развития пока нельзя. Период развития идеи до стадии инвестиционной привлекательности для малого предприятия очень сложен - деньги на продолжение работ фактически привлечь неоткуда. Помощь университета здесь становится очень важной. Этот закон открывает зеленый свет университетам для легитимного участия в развитии перспективных разработок. А интерес университетов в становлении инновационной экономики велик, и понятно почему.
Инновационные предприятия для вузов - это, во-первых, потенциальные работодатели для выпускников, во-вторых, потенциальные заказчики научно-исследовательских работ, в-третьих, это клиенты наших центров коллективного пользования. И чем крупнее будут эти предприятия, тем крупнее будут их заказы по всем трем направлениям сотрудничества. Поэтому университеты в данном случае в значительной степени заинтересованы в развитии таких компаний.
Анатолий Кобзев, ректор ТУСУРа:
- Безусловно, любые новые свободы для университетов России есть благо, хотя к принятому закону я отношусь достаточно скептически. На мой взгляд, главная задача вуза - не учреждение инновационных предприятий, а взращивание предпринимателей для наукоемкого бизнеса.
Инновационный пояс знаменитого Массачусетского института технологий в США состоит из около 26 тыс. предприятий, на которых работает более 3 млн человек - это 11-я часть мировой экономики с доходом более 2 трлн долларов в год. И эту экономику создают десятки тысяч выпускников относительно небольшого вуза! Из университетского бюджета, составляющего более 2 млрд долларов, около 300 млн являются добровольные пожертвования выпускников и возглавляемых ими компаний. Вот модель, к которой надо стремиться.
Кольцо выпускников ТУСУРа (85 предприятий) сегодня дает 5,5% ВРП Томской области - 583 млн долларов. И вуз, как никто другой, заинтересован в формировании этого инновационного кольца. Ведь чтобы развиваться, любому бизнесу необходимы новые талантливые кадры. Взять их, кроме как в университете, негде. Но сегодня вы не получите тусуровца, если не начнете работать с ним с третьего курса.
Мы создали работающую модель. И ее надо развивать. Тогда через несколько лет выпускники ТУСУРа дадут и миллиард - и это окружение только одного университета! Давайте эту модель воспроизведем: пусть каждый университет создаст кольцо из сотни предприятий, не будучи в совете директоров предприятий. Закон же требует, чтобы университет владел более 25% акций, то есть имел блокирующий пакет и, следовательно, участвовал в оперативном управлении предприятием. Это неправильно, в таком случае ослабевает главная составляющая, стимулирующая развитие любого бизнеса - частный интерес: попахать и получить хорошую прибыль. Все успешно развивающиеся бизнесы в наукоемкой сфере в Томске - самостоятельные. От государственного учреждения бизнес отличается очень большой подвижностью, хитростью. Представлять себе наукоемкий бизнес мальчиком-ангелочком в коротких штанишках, который идет под руку с государственным учреждением, - неправильно. Бизнес - это добывание денег, зарабатывание и их преумножение. Считаю, что реально коммерциализировать разработку может только частный бизнес. И для этого сейчас нет никаких препятствий, необходимо лишь наличие двух составляющих: конкурентоспособная разработка и активный маркетинг. Никаких особых маркетинговых хитростей у университетов нет. Наоборот, они могут только поучиться у частного бизнеса, как из ничего делать конфетку.
Еще одна проблема. А чьим детищем будет фирма, которую учреждает университет? Государства? Университета? Мы же знаем, что расходование любого бюджетного рубля подлежит жестким проверкам. Выдержит ли становящийся на ноги бизнес пристальное внимание КРУ? И что будет, если предприятие, в которое вложены бюджетные деньги, провалится? Поэтому бизнес боится бюджетных денег как огня. Как только он их взял - замучают проверками.
Кстати, сегодня наши выпускники добровольно создают на базе вуза лаборатории и НИИ - их вклад в развитие университета составляет более 1 млн долларов ежегодно. И это на порядок больше прибылей, которые университет может получить, участвуя в качестве учредителя предприятий.
Оксана Козловская, первый заместитель губернатора:
- В законе есть определенные минусы. И чтобы он заработал, надо еще принять большое количество различных подзаконных актов. Но я считаю - надо делать первый шаг. Это то же самое, что в свое время было с особыми экономическими зонами. Помните, когда в 2005 был принят закон об ОЭЗ, какое затем потребовалось количество подзаконных актов, сколько изменений в разные регламенты, постановления правительства? Словом, надо начинать двигаться. И надеюсь, уже в этом году будут подвижки.
Наша справка
20 марта 2007 года, в Томске состоялась встреча Дмитрия Медведева (тогда - первый вице-премьер Правительства России) с 34-мя ректорами вузов со всей страны - победителями в федеральных конкурсах инновационных образовательных программ.
Именно на той встрече ректор ТГУ Георгий Майер от имени томских и ряда других вузов впервые озвучил «выявившиеся или обострившиеся проблемы, которые могут тормозить инновационное развитие».
- Необходимо совершенствование стимулирующего инновации законодательства, - обратился к Дмитрию Медведеву Георгий Майер. - Скажем, университеты не могут выступать учредителями инновационных предприятий. Думаю, это надо пересматривать: иначе можем прийти к ситуации, когда университеты не будут заинтересованы внедрять новые разработки.
Дмитрий Медведев отреагировал оперативно, не дожидаясь своего заключительного слова.
- Сейчас в этом плане гайки избыточно завернуты - по всей вероятности, памятуя об опыте, который был в 1990-е годы, когда в небольших вузах удачно использовали этот инструмент как канал для передачи средств производства, земельных участков в частную собственность. Считаю, надо посмотреть на проблему и найти современное юридическое решение
Словом, в целом вице-премьер согласился с ректорами, но чуть позже на встрече с журналистами уточнил: «академические свободы - важная вещь», но, пока вузы не могут жить без господдержки, без сильного госконтроля не обойтись.