Бизнес-инкубатор ТУСУРа успешно реализовал программу – акселератор для работы над бизнес-проектами стартапов.
Более 250 человек, представляющих самые разные направления, – интернет-сервисы и услуги, приложения и игры для мобильных устройств и персональных компьютеров, медицинские, энергосберегающие, акустические и рекламные технологии – получили возможность протестировать собственные бизнес-идеи во время работы томского акселератора. Вход для всех участников был свободным. В этом году акселератор проходил уже в третий раз: из 70 поданных заявок 18 проектов стали участниками StartupLab в направлениях Hardware и IT.
В течение пяти недель начинающие предприниматели занимались по определенной методологии, позволяющей определить, востребованность предложенных ими бизнес-идей.
– Суть этой методологии проста: все, что ты придумал – представляет собой гипотезу, которую следует протестировать, – поясняет директор бизнес-инкубатора ТУСУР Антон Титков. – Правдива она или нет. Ребята пытались сформулировали ту ценность, которую они продают. Для этого они ходили к потенциальным клиентам, интервьюировали их, впоследствии подтверждая, либо опровергая собственные гипотезы. Вместе мы пытались найти тот самый функционал продукта, который бы решал конкретную проблему для конкретной целевой аудитории. Кстати, некоторые проекты здесь же были закрыты: StartupLab дала возможность оперативно показать бесперспективность некоторых идей на невостребованный продукт.
С начинающими инноваторами занимались специально подготовленные тренеры, они учили своих подопечных прорабатывать самые разные каналы продаж, финансовые модели. Здесь же участники StartupLab встречались с большим количеством менторов, людей, уже построивших свой бизнес, имеющих богатый предпринимательский опыт.
Час икс для дебютанта
После пяти недель марафона наступил Demo Day – презентации выпускников бизнес-акселератора StartupLab. Свои проекты участники демонстрировали реальным инвесторам, в числе которых были представители венчурных фондов – Almaz Capital, ВЭБ-Инновации, а также Microsoft в России
Кто же участвовал в акселерационной программе?
– Мы были открыты для всех, – резюмирует Антон Титков. – Программа акселератора – это уникальный опыт, который начинающие команды нигде не смогут получить сразу и в такой короткий срок. Самыми результативными оказались студенты, выпускники, сотрудники ТУСУРА – им принадлежит 10 из 18 проектов, отобранных экспертами.
Что будет дальше? Как всегда, покажет время: кто-то останется работать под крышей инкубатора с консультационным сопровождением от партнера из SBI-group, кто-то в поиске инвестиций уйдет в самостоятельное плавание.
В настоящее время участвующие в акселераторе инвесторы ломают головы, занимаясь отбором перспективных проектов, которые в дальнейшем примут участие в предакселераторе GenerationS.
Пульт для умного ТВ
Выпускнику факультета систем управления ТУСУР Виктору Савицкому 23 года. В будущем он планирует поступать в аспирантуру родного университета, а пока что работает техником в лаборатории инструментальных систем и методов обучения и параллельно занимается усовершенствованием собственного проекта по акселератору – разработкой технологии Gyropoint для превращения смартфона в манипулятор для компьютера и SmartTV.
В акселератор его привел живой интерес и случай. Буквально два месяца назад представители компании Microsoft проводили в Томске хакатон.
– Мы с одногруппниками записались на этот марафон и за ночь придумали устройство для смартфона, которое превращает его в полноценный пульт, – вспоминает недавние события Виктор. – Нас отметили, мы даже получили приз за создание самого технологичного продукта, который получил название Gyropoint iRun.
Тогда же обратил внимание на ребят и директор студенческого бизнес-инкубатора Антон Титков. Он предложил им принять участвовать в акселераторе. За 1,5 месяца плотной работы стартаперы нашли в собственном проекте отдельные минусы. Кстати, видеть недочеты им помогли участвующие в программе опытные предприниматели.
– Мы поняли, что нам надо разработать такое приложение, которое могло бы превратить любой смартфон в полноценный манипулятор для компьютера или SmartTV, – рассказывает Виктор.
За время работы в акселераторе он лично провел интервью с 74 потенциальными клиентами в возрасте от 14 до 28 лет. Из них 52 положительно отозвались о представленном им проекте. О том, что у этой разработки хорошее будущее, горит хотя бы тот факт, что только за последний год владельцами телевизоров категории smart стали 12 млн россиян.
– С этим проектом хочу выйти на фонд Бортника, – делится текущими планами Виктор Савицкий. – Считаю, что он может дать нам стартовый толчок для последующего развития. Кроме того, мы получили приглашение в федеральный акселератор GenerationS и сейчас проходим всероссийскую предакселерацию. Пока планируем выложит свое приложение в Интернет для публичного скачивания и понаблюдать за активностью пользователей.
Крубик от Романа
За плечами Романа Бутвинского первый курс факультета управления ТУСУР и многие в акселераторе удивлялись – когда успел первокурсник придумать такой проект?
Роман не любитель громких тусовок, но как-то ему потребовалась срочная информация о предстоящем празднике, быстро найти ее в Интернете не получилось. Тогда и возникла идея поиска событий по интересам.
Название, по словам Романа, пришло спонтанно: он решил объединить по интересам все мероприятия, как знаменитый кубик Рубика, собрав их на одной плоскости, где каждый цвет представлял бы свое направление – музыку, кино, театр.
У проекта уже есть свой логотип и сайт: CRubik – события по интересам. Пока он разрабатывается для томской аудитории, с выходом в перспективе на Москву и Санкт-Петербург и, возможно, страны СНГ.
– После акселерации мы презентовали свои проекты, сейчас инвесторы оценивают наши работы, – говорит Роман. – Я в этот список не попал: инвесторам понравилась моя идея, но они не знают, на какую аудиторию его ориентировать.
Сейчас Роман уехал на каникулы домой, но отдыхать долго не собирается. В его планах доработка с приятелями прототип продукта и последующая работа в бизнес-инкубаторе ТУСУР «Дружба».
«В ТУСУРе много талантливых студентов, аспирантов, выпускников, готовых предлагать свои идеи. Но самое главное, что у нас есть инструменты, с помощью которых можно оценить и дать путевку в жизнь наиболее перспективным инновационным проектам. К таким инструментам относится и бизнес-акселератор StartupLab, способный собрать, с одной стороны, молодых энтузиастов и новаторов, а с другой – заинтересованных инвесторов. Ведь только в выстроенной системе взаимной заинтересованности мы можем воплощать действительно нужные, полезные разработки. И не важно, масштабный ли это проект, который реализует сразу ряд подразделений университета, решая задачи в интересах крупного промышленного партнера, или это студенческий стартап, собравший близких единомышленников и нацеленный на решение одной, частной, проблемы. Мы знаем, что даже небольшое открытие может принести большую пользу.
Роман Мещеряков, проректор по научной работе и инновациям ТУСУРа
Мнение
Идеи, приносящие дивиденды
Тарас Криштанович, предприниматель из Сургута:
– Я был в составе жюри по отбору проектов томской кузницы стартапов. Они, прямо скажу, сильно отличаются от стартапов Сургута и ХМАО. Сразу видно, что Томск – город с большим количеством вузов и сильной научной школой. Многие проекты уже изначально рассчитаны на глобальные рынки и имеют высокий потенциал к дальнейшему развитию. Меня, в частности, заинтересовал проект разработки мобильного приложения, которое сможет управлять SmartTV через смартфон. На рынке уже существует несколько таких приложений, но тут ребята пошли дальше и нашли сильные конкурентные преимущества. Этот проект выделил особо, так как меня интересует в первую очередь успешная бизнес-модель, способная принести дивиденды.
Некоторые из проектов попадут на следующую прокачку в федеральный акселератор GenerationS и получат возможность госинвестирования. У них появляется больше шансов привлечения частных инвесторов, так как в процессе акселерации многие авторы получают новые знания, возможности, убирают все недостатки и шероховатости из своих проектов. Хочется отметить высокий уровень подготовки участников, заметно, что StartupLab из Томска поработал на славу и подготовил достойные проекты. Есть чему поучиться, так что будем перенимать опыт подготовки нового поколения предпринимателей-инноваторов.
Статья на сайте газеты «Томские новости».