Став на два дня площадкой международной научно-методической конференции, ТУСУР еще раз доказал свою эксклюзивность в системе подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса
Университет, который входит в первую десятку лучших вузов России и занимает четвертую позицию в перечне технических институтов, собрал практически две сотни коллег из 30 регионов страны и ближнего зарубежья, чтобы обсудить возможности российских учебных заведений для вхождения в европейское образовательное пространство. Участники говорили о методах активного обучения и организации самостоятельной работы студентов, о новейших технологиях, используемых ТУСУРом в процессе формирования инновационно активных специалистов.
Почему ТУСУР?
К своим сегодняшним статусным позициям ТУСУР шел последние 5-6 лет, уже тогда, на старте, осознавая, что рано или поздно страна начнет переход к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в электронном каталоге университета более 18 тысяч учебно-методических материалов, в учебном процессе задействованы 11 тысяч компьютеров.
ТУСУР одним из первых организовал межвузовский центр дистанционного образования, в электронной библиотеке которого более тысячи учебно-методических пособий, около 750 электронных экзаменов и контрольных работ, более 80 – лабораторных, 20 мультимедийных компьютерных учебников. Теперь уже в нем обучаются 7500 студентов из 115 городов и населенных пунктов России. О масштабности охвата процессом обучения свидетельствует и «Школьный университет», питающий знаниями 12 тысяч учащихся.
Объемы научно-исследовательской деятельности также впечатляют: минувший год «потянул» на 171 миллион рублей, каждый научный сотрудник университета «нарабатывает» за год более 270 тысяч рублей.
Питательная среда университета
Как подчеркнул в своем приветственном слове к участникам конференции ректор университета Анатолий Кобзев, мировая практика свидетельствует: хорошие специалисты получаются только там, где создана питательная среда для реализации получаемых студентами знаний. И лишь традиционными КБ и научными лабораториями (которых, кстати, в ТУСУРе тоже достаточно) здесь не обойтись, нужна особая инновационная инфраструктура. За рубежом она формирует целые города вокруг вузов.
В Томском университете систем управления и радиоэлектроники она представлена несколькими объектами. В него входит первый в России межвузовский бизнес-инкубатор, общей площадью 3000 кв. м и 220 рабочими местами для студентов. Здесь и школа инновационного менеджмента, и агентство интеллектуальной собственности, и залоговый фонд, организованный ассоциацией выпускников ТУСУРа, а также менеджерский корпус и офис коммерциализации разработок. Миссия всего этого комплекса – формирование духа предпринимательства у молодых специалистов, настроенных не на «купи-продай» - деятельность, а на внедрение в жизнь новейших научных разработок.
Тем не менее даже такая база без креативного подхода к процессу обучения всего профессорско-преподавательского состава университета не позволит воспитать в будущих инженерах высокого чувства самостоятельности и ответственности, подчеркнул Анатолий Кобзев, напомнив собравшимся китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я вспомню; вовлеки меня – и в процессе я пойму; отойди - и я буду действовать».
Траектория генерации «крутых» специалистов
То, что традиционная лекционно-поточная система не способствует формированию у выпускников вузов готовности «действовать», в ТУСУРе поняли давно. Поэтому ставку сделали на индивидуализацию образовательного процесса. Наиболее удачно, на взгляд руководства ТУСУРа, она воплощается в схеме реализации группового проектного обучения. Поэтому все усилия администрации сейчас направлены на успешный запуск новой образовательной технологии.
Ее формат предполагает, что студенты, начиная с третьего курса, совместно с преподавателями, научными сотрудниками университета, НИИ и КБ, а также работниками фирм-партнеров вуза определяют темы наиболее актуальных для сегодняшнего дня проектов и на базе профилирующей кафедры выстраивают план его реализации. Осуществление его может происходить в технологическом бизнес-инкубаторе, с переходом затем в студенческий. На основе сделанного студент защищает дипломный проект и затем, пройдя процедуру коммерциализации проекта, может быть даже в системе технико-внедренческой зоны, либо создает собственное предприятие, либо выходит высококлассным специалистом на рынок наукоемкой продукции. Но в любом случае это будет конкурентно способный инженер.
ТУСУР уже сегодня рапортует: 868 студентов объединены в 234 группы творческого проектного обучения, из них 516 – третьекурсники. Планируется, что теоретическая и практическая реализация задуманного ими будет происходить на основе более тысячи оснащенных рабочих мест.
Достаточность оптимизма
Как заметил ректор ТУСУРа, если университет и дальше будет развиваться по разработанному плану, то к 2010 году он станет плотно сотрудничать не с 50 фирмами-партнерами, как сейчас, а уже со 150. Количество студенческих КБ вырастет вдвое, научных лабораторий и центров – до 70 единиц. А прогнозируемая цифра доходности университета достигнет 1,6 млрд рублей против 600 сегодняшних миллионов.