На томском «РобоМарафоне» прошли соревнования по киберфутболу, кегельрингу, гонкам «Следование по линии» и ориентированию робота в городских условиях. Можно было посмотреть шоу роботов-футболистов и выставку роботов, собранных своими руками.
Под арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» андроид Степан разводит руками и становится на колени, а вне высокого искусства - качает пресс, делает зарядку, показывает приёмы каратэ и выполняет акробатические трюки.
Степан приехал из Кореи, у него есть шестнадцать сервоприводов, контролирующих каждое движение, и датчики, опознающие звук и расстояние. Очень важно научить его правильно ходить, и чтобы он смог правильно сделать всего один шаг, нужно чётко контролировать половину его приводов, каждый из которых программируется отдельно. В итоге создаётся комбинация, которая обычно используется в танце.
- Когда Степан имитирует движения под музыку, это значит, что он распознаёт не мелодию, а уровень шума. Создать такую программу, чтобы робот стал меломаном, возможно, хотя и достаточно трудно, - рассказывает студентка-третьекурсница из ТУСУРа Наталья.
- Пока, Стёпа! - говорим мы.
Тот в ответ машет чёрненькой ручкой: до встречи!
Ещё одно удивительное человекоподобное создание - робот Аристарх, привезённый из Франции. Он может распознавать образы, реагировать на звуки, выполнять команды.
- Сейчас мы разбираемся с хореографией, учим его имитировать танцевальные движения, распознавать объекты. Планируем изучить разные социальные взаимодействия, чтобы он мог контактировать с людьми. Мы наделяем его характером, формируем личность. Допустим, мы можем сделать так, чтобы он улыбался в ответ на приветствие. Мы можем научить его имитировать характер и речь через действия, - говорит Надежда Зильберман из ТГУ.
На марафоне были не только люди и андроиды. Парни-преподаватели информатики в школе пришли на выставку, чтобы «потренироваться в общении с детьми», и принесли с собой несколько роботов на колёсах, сделанных из конструктора LEGO.
Машинка-каракатица преследует шарик с инфракрасными датчиками, приблизившись к нему, толкает и снова за ним бежит. Напоминает игру в футбол. Задача для другой каракатицы - держать равновесие, двигаясь на двух колёсах с небольшой скоростью. Если её поднять, она будет шевелить колёсами, думая, что упала, и пытаться снова найти опору. Ну а каракатица номер три умеет считать чёрные линии на поверхности стола, главное, чтобы расстояние между ними было не больше 25 сантиметров. Если поднять её в воздух, она увидит в чёрном цвете всё окружающее пространство. Похожие машинки принимают участие в турнире по кегельрингу - выбиванию кеглей - и гонках «Следование по линии».
- В соревнованиях приняли участие почти тридцать человек, и это очень много. Для участников «РобоМарафона» - это возможность пообщаться, показать себя, подготовиться к соревнованиям. И, разумеется, мы заинтересованы, чтобы такие дети потом поступали именно в наш вуз, - говорит один из организаторов «РобоМарафона», заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта Института инноватики ТУСУР Евгений Шандаров.
Следование по линии (младшая группа, до 12 лет включительно):
I место - команда «Саша’S», ТУСУР
Следование по линии (старшая группа):
I место - команда «Демоны», Губернаторский Светленский лицей
Кегельринг (младшая группа):
I место - команда «Роботы, вперёд!», Губернаторский Светленский лицей
Кегельринг (старшая группа):
I место - команда «Поп-корн», Академический лицей
Студенческие соревнования «Ориентирование в городе»
I место - команда «Кварк», ТУСУР
Мини-турнир по киберфутболу:
I место - команда Eternity, кафедра ЭП, ФЭТ, ТУСУР