Бывают персональные праздники и даты, выходящие за рамки личного пространства именинника. Их невозможно не заметить и не отметить, потому что невозможно не заметить вклада юбиляра в жизнь отдельной компании, организации, города, региона.
3 января 2009 года профессору и ректору ТУСУРа Анатолию Кобзеву исполнится 65.
А в ноябре этого же года можно будет отметить еще одну знаменательную дату: десятилетие, которое Кобзев отпахал в должности ректора ТУСУРа.
За это время в жизни университета изменилось слишком многое, чтобы об этом можно было рассказать более-менее полно. Даже простое перечисление всего открытого и организованного, запущенного и на всю мощь раскрученного ТУСУРом свидетельствует: за прошедшее десятилетие университет развивался поистине семимильными шагами, причем двигался по собственному, совершенно уникальному пути. Не погрешу против истины, если скажу, что этот вуз уже стал одной из уникальностей Томска...
Вспоминаются интервью с ректором Кобзевым восьми-девятилетней давности. Тогда описываемые им проекты дистанционного обучения, развития вузовского инновационного предпринимательства и создания на основе этого в регионе эффективной экономики знаний казались фантастичными. И в первую очередь удивляло, что об этом невероятном завтра рассказывает не романтик и прожектер, а человек с репутацией прагматика и реалиста. Юбилейная традиция подводить определенные итоги заставляет сопоставить некоторые мечты профессора Кобзева с вузовской действительностью.
Надо заметить, что многие из тусуровских открытий и созданий можно сопроводить немаловажным определением «первый».
ТУСУР создал первый в СССР технопарк и первый в России студенческий бизнес-инкубатор. По информационной обеспеченности учебного процесса ТУСУР тоже первый: на одного студента дневной формы обучения приходится один компьютер. Это уникальный показатель даже для многих развитых стран, где один компьютер приходится на пять студентов, не говоря уже о суровой российской образовательной действительности… Корпоративная вычислительная сеть ТУСУРа объединяет студгородок и все корпуса университета. В университете созданы все условия для активного использования информационных ресурсов преподавателями и студентами: есть современная техника, лицензионное программное обеспечение, созданы электронные учебники, лекции, тестирующие программы, система электронного мониторинга...
У преуспевающих организаций есть свои фирменные секреты, обеспечивающие им конкурентное преимущество. ТУСУР за свою историю разработал несколько технологий, позволяющих ему успешно работать в рыночной среде. Главной фирменной технологией, которую с неиссякаемым упорством внедряет на своей территории ректор Кобзев, является идея большого университета, включающего в себя ТУСУР, его филиалы и представительства, НИИ и действующие на их основе предприятия.
Реализуемая сегодня полным ходом мечта ректора - мощный учебно-научный инновационный комплекс оксфордского типа: система, при которой университет окружен кольцом наукоемких фирм, учрежденных собственными выпускниками. Таких фирм сейчас в ТУСУРе и вокруг него – 61, и они дают 80% объема наукоемкой продукции Томска и Томской области. Уже сегодня это колечко не назовешь маленьким: оно тянет миллиардов на семь...
Чтобы создать такой комплекс, потребовалась в первую очередь новая идеология. Пришлось внедрить совершенно иную, чем прежде, систему подготовки, которая генерировала уже не скромных наемных инженеров и научных работников-бюджетников, а предпринимателей наукоемкого бизнеса.
- Я считаю, что это наше ноу-хау, это наша особенность, потому что пока ни один университет России такой задачи перед собой не поставил. А мы поставили, создали инфраструктуру и уже приступили к реализации этой программы, - рассказывал в одном из интервью ректор Кобзев.
На решение этой задачи и направлена программа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса». Цель ее - активизация инновационной деятельности выпускников, подготовка как самостоятельных предпринимателей наукоемкого бизнеса, так и специалистов, способных инициировать и реализовать инновационный проект на любом действующем предприятии.
Сегодня ТУСУР перешел к технологии группового проектно-творческого обучения (ГПО). Его особенность в том, что со второго-третьего курсов процесс начинает строиться вокруг конкретных научных проектов, имеющих перспективы продвижения на рынке.
Уже сформировано 432 группы творческого проектного обучения.
Проекты, разработанные этими группами, не останутся на бумаге - обязательным условием их защиты является создание действующей модели или программы. Для работы групп создано 36 лабораторий группового проектного обучения и 37 студенческих конструкторских бюро - всего порядка 1 100 рабочих мест, оснащенных самой современной техникой.
В ТУСУРе удалось создать прочную неразрывную цепочку: групповое проектное обучение – УИР – НИРС - студенческое конструкторское бюро - студенческий бизнес-инкубатор - бизнес-инкубатор. В результате на выходе из университета появляется новый продукт. И это не молодой человек без опыта работы с дипломом в кармане, а частный предприниматель наукоемкого бизнеса или же действующая наукоемкая фирма. Естественно, что основавший собственное предприятие выпускник и дальше продолжает поддерживать контакт со своим университетом.
Именно так ТУСУР становится ядром постоянно расширяющейся инновационной структуры.
Как результат - бюджетное финансирование в университете составляет всего 23%. Остальное все – заработанные средства, это научные деньги и деньги за образовательные услуги. То есть университет давно стал предпринимательским университетом.
В инфраструктуру под названием «Учебно-научный инновационный комплекс ТУСУР» сегодня входят 6 научно-исследовательских институтов, 37 студенческих конструкторских бюро, инжиниринговый центр, первый в стране научно-технологический парк, студенческий бизнес-инкубатор, 48 научных лабораторий и центров, 61 наукоемкая фирма.
- Но в Оксфорде 300 фирм окружают университет, и они имеют объем около 5 млрд долларов. Вот и наша задача – довести в ближайшее время количество таких фирм с 50 до 200. И чтобы это мощное кольцо вышло по крайней мере на миллиард долларов…
- Это наша ближайшая цель, - продолжает прагматично мечтать ректор Кобзев.
Анатолий Кобзев - автор 9 монографий и учебных пособий, более сотни научных публикаций, имеет 98 авторских свидетельств и патентов на изобретения, подготовил 17 кандидатов и 3 докторов наук. Награжден медалью им. К.Э. Циолковского, знаком «Изобретатель СССР», орденом Дружбы. Действительный член Академии инженерных наук Российской Федерации и Международной академии наук высшей школы.
За время руководства Анатолия Кобзева открыто 16 филиалов университета в городах Сибири, Дальнего Востока. Реализуются совместные научные и учебные проекты с университетами Нидерландов, Германии, Китая.
Анатолий Кобзев является также создателем крупнейшего за Уралом Томского межвузовского центра дистанционного образования, оснащенного новейшей техникой и предоставляющего образование 10 тысячам студентов в более чем 100 городах России и стран СНГ.
Кобзев стал также организатором открытого в 2004 году на базе ТУСУРа межвузовского студенческого бизнес-инкубатора «Дружба».
Сегодня ТУСУР - один из ведущих вузов Российской Федерации, осуществляющий подготовку специалистов на семи дневных и вечерне-заочном факультете. Университет готовит инженеров по 55 специальностям и направлениям в области радиотехники, информационной безопасности, электронной и вычислительной техники, программирования, автоматики и систем управления, информационных технологий, экономики и социальной работы.
В мае 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» университет стал победителем в конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.
На базе университета организованы Сибирское отделение Международной академии наук высшей школы, Томский научный центр Сибирского отделения Академии инженерных наук РФ, Томский филиал Международной инженерной академии, Сибирская академия последипломного образования.