Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Михаил Решетников: «Мы готовы к диалогу с предприятиями»

25 июня 2007
За несколько последних лет в вузе сложилась целая цепочка шагов, связывающая пункты «вуз-предприятие». Об этом рассказывает проректор ТУСУРа по учебной работе Михаил Решетников

Будущие работодатели могут подключаться к подготовке специалистов, начиная с третьего курса

В ТУСУРе воспитывают практиков. Во всяком случае, стараются это делать. За несколько последних лет в вузе сложилась целая цепочка шагов, связывающая пункты «вуз-предприятие». Об этом рассказывает проректор ТУСУРа по учебной работе Михаил Решетников.

- Михаил Терентьевич, выпускник вуза. Ставшие сегодня работодателями, тепло вспоминают собственную контрактно-целевую подготовку. Расскажите, каким образом она осуществляется сегодня?

- Так называемая контрактно-целевая подготовка, в основе которой лежит контракт вуза, предприятия и будущего специалиста, давно и успешно работает на кафедре промышленной электроники, которую возглавляет Анатолий Васильевич Кобзев. Начиная с третьего курса, каждый студент выбирает себе направление, (как правило, на базе конкретного предприятия), в зависимости от этого определяет дисциплины, которые его в первую очередь интересуют, и в оставшиеся три года учится фактически по индивидуальному плану .

- Действует ли такая система на других кафедрах?

- Да, но там она широкого распространения не получила. И не по нашей вине. Мы всегда с открытой душой соглашаемся на контрактно-целевую подготовку, но к этому готовы не все предприятия. И у крупных заводов, и у малых коммерческих фирм одна проблема – выжить, им не до молодых специалистов. Правда, сейчас ситуация меняется благодаря частным наукоемким компаниям, которые уже вышли на тот уровень, чтобы серьезно заниматься привлечением молодежи. Это «ЭлеСи», «Микран», «Интанат». НПП «ТЭК» и другие.

- Как компании участвуют в подготовке кадров?

- Например, «ЭлеСи» внутри ТУСУРа открыла свой НИИ. Это структурное подразделение вуза, но оно создано с финансовым участием фирмы и выполняет научные работы в ее интересах. Компания пошла и дальше – организовала в ТУСУРе свою кафедру. Сначала студентов приглашают в «ЭлеСи» на практику, выбирают из них лучших и потом предлагают поступить на кафедру в магистратуру, причем обучение оплачивает компания. Вот такая выстроилась цепочка. Похожие отношения у нас выстроились с «Микраном» - они тоже создали в вузе свой НИИ, тоже приглашают студентов на практики и дают им возможность подработать. Такое обучение является самым перспективным и нужным – после него студентов не приходится доучивать на предприятии.

- В 2006 году ТУСУР победил в конкурсе инновационных университетов России. Как это сказалось на обучении студентов?

- С прошлого года мы приступили к внедрению инновационной образовательной программы и начали переход на совершенно другую систему подготовки специалистов. Это групповое проектное обучение, когда начиная с третьего курса студенты набираются в группы с конкретной темой для работы. Проект должен быть значительный, чтобы имелась возможность работать над ним по крайней мере два года. Это совершенно живое дело, под которое строится весь индивидуальный план. Все проекты участвуют в конкурсе на место в нашем студенческом бизнес-инкубаторе, и если у них есть перспектива дальнейшей коммерческой реализации, то они пару лет продолжают реализовываться там. Если проект удастся «раскрутить», то студент, получив диплом, может просто создать собственную фирму. Работу над проектом выпускник может продолжить и во «взрослом» технологическом бизнес-инкубаторе – корпус для него ТУСУР как раз достаивает.

- Что Вы можете посоветовать предприятию, которое хочет готовить для себя кадры, начиная с 3-4 курса?

- Самый надежный путь – брать студентов на практики. Следующий вариант – это участие предприятие в групповом проектном обучении, например, через руководство группами или оплату рабочих мест в бизнес-инкубаторе для перспективных студентов. Вух всегда готов к диалогу с компаниями, тем более, что многие из них возглавляют наши выпускники. Такого рода сотрудничество напрямую связано с качеством образования, с тем, чтобы не теряя фундаментальных знаний, вуз мог готовить новую волну предпринимателей наукоемкого бизнеса. Такая политика себя оправдывает – уже с четвертого курса наши студенты начинают подрабатывать, а на пятом курсе процентов 80 окончательно определяются с местом трудоустройства. Без работы никто не остается – на бирже труда наших выпускников не найти.

Листкова Т.
Tomskiy vestnik
НАВЕРХ