XII Сибирский форум образования дал ответ на вызовы времени
Система образования в России напоминает нервную систему человека: ее состояние определяет интеллектуальный облик государства и адекватность поведения, именно она первой и острее всего испытывает давление со стороны так называемых «вызовов времени». О том, как отвечать на них и как сохранить целостность образовательного «организма», говорили участники XII Сибирского форума образования, который проходил в Томске с 27 по 29 марта.
Его организаторы – администрация Томской области, межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» совместно с Министерством образования и науки РФ – предложили взглянуть на тему «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования» с четырех сторон.
Во-первых, с точки зрения влияния глобализации на региональные системы образования: что с ними происходит после вступления России в ВТО. Во-вторых, со стороны среды, которая создается или должна создаваться в сибирских регионах для подготовки конкурентоспособных специалистов и предоставления качественного образования.
В-третьих, определить, куда заводит электронное обучение, и какие возможности оно дает. В-четвертых, взглянуть на все мировые процессы и образовательные услуги с точки зрения самих молодых специалистов. Хотят ли они оставаться и работать там, где обучились, вкладывать свой интеллект и знания в экономику и социальную сферу сибирских регионов? В каких отношениях находятся общество и университетская среда?
Для области все обозначенные темы актуальны как никогда. Да и местом проведения форума наш город был выбран в силу исторических и «производственных» причин. Он считается студенческой столицей России. Город шести университетов – единственный в Сибири, где действуют сразу два национальных исследовательских (в стране их всего 9). В них учатся молодые люди из 72 регионов России,12 стран СНГ и 28 стран дальнего зарубежья. По числу иногородних студентов Томск уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
О вызовах времени говорил заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев в приветственном слове. О том, что переход на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратуру) уде сказался на качестве выпускников. Так, реальный сектор экономики не очень доволен уровнем знаний бакалавров. О том, что развитие информационных систем и дистанционного обучения существенно ослабляет позиции традиционного университетского образования. О том, что введение новых федеральных образовательных стандартов потребует от властей существенных вложений в развитие системы общего образования.
Сегодня, по словам заместителя губернатора, все томские учреждения среднего специального образования активно конкурируют друг с другом за человеческий капитал, за наиболее способных учащихся. Томские вузы предлагают качественное образование, возможности опережающего профессионального развития, научной карьеры, развитие предпринимательских проектов.
- Мы должны дать возможность молодежи реализовать свой потенциал не только во время учебы, но и после окончания учебного заведения. Особое внимание надо уделить формированию внешней среды, в которой предлагаем жить и работать молодым специалистам, - считает Алексей Князев. – А для этого нужно решить три задачи. Первая – построение эффективной управленческой модели федеральной системы образования. Она должна быть основана на взаимодействии всех уровней образования. Вторая – создание конкурентоспособной образовательной среды региона. Она должна быть соразмерной не столько возможностям территории, сколько вызовам времени. И, наконец, третья – анализ ФГОСов должен основываться на анализе мировых трендов, запросов работодателей.
Буквально через час после начала работы форума ректор ТУСУРа, профессор Юрий Шурыгин на примере своего вуза доказал, что решить эти задачи вполне под силу даже на отдельно взятой территории. Если, конечно, делать все вовремя и идти в русле мировых трендов.
Этот вуз заточен именно на выпуск специалистов, которые создают экономику знаний и успешно в ней работают. Пятнадцать лет назад, выбрав Оксфордскую модель развития вуза, ТУСУР стал создавать вокруг себя сеть наукоемких предприятий. Точнее, создавали тусуровские преподаватели и выпускники. Сегодня в этой сети уже 125 предприятий, которые имеют свое научное подразделение внутри университета.
- Наши преподаватели имеют доступ к современным технологиям и оборудованию. Совместно с промышленниками разрабатываем рабочие программы, которые удовлетворяют работодателя, - констатирует Юрий Шурыгин. – В чем интерес предприятий? Они получают доступ к одаренной молодежи. Начиная с первого курса растят себе специалистов. Воспитывают инженера грамотного, который, приходя на производство, знает оборудование, потому что он на нем учился.
По словам ректора ТУСУРа, раскрывать потенциал студентов они начали не вчера, а еще в 90-х годах, в том числе и с помощью дистанционного обучения. Сегодня в университете более 50% студентов, а это 8 тысяч человек, обучается по электронным технологиям. Хотя это дорогостоящие технологии. На полный комплект кейсов, которые выдаются каждому студенту на семестр, вуз потратил десятки миллионов долларов. Зато сейчас работает и с удаленными территориями.
В 2004 году ТУСУР стал генерировать высокотехнологичные предприятия, создав первый в России студенческий бизнес-инкубатор. Это привело к появлению среды, которая позволяет еще студенту заняться собственным бизнесом. Сегодня в ТУСУРе действует около 30 предприятий, созданных студентами, с годовым оборотом в 500 миллионов рублей.
- Первый студент-миллионер появился в ТУСУРе, и первый долларовый студент-миллионер тоже появился в ТУСУРе, - подтвердил слова ректора ведущий панельной дискуссии Алексей Пушкаренко, начальник департамента по высшему профессиональному образованию Томской области.
В образовательной среде сегодня весьма популярная шутка, на тему, что есть американский университет сегодня? «Это место, где российские профессора учат китайских студентов физике». Эту байку на форуме озвучил профессор, директор Центра университетского менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Евгений Князев, чтобы проиллюстрировать свою мысль, что Томская область может стать подобным американским университетом.
- У вас есть колоссальный ресурс, который должен привлекать студентов со всего мира, - заявил он. – И тогда российский университет будет транслировать наши ценности. И это будет ответом на глобализацию образования.
Слово «глобализация» стало самым популярным на форуме (а работал он в разных форматах, и под его эгидой прошла целая череда мероприятий). Сегодня глобализацией пугают руководителей вузов и региональных образовательных систем так же, как пугали школьников и их родителей аббревиатурой ЕГЭ. Не случайно тот же Евгений Князев сравнил глобализацию с радиацией: «Не видна, не чувствуется, но ощущается опасность. Да, есть риски для системы образования. Но есть и вызовы, которые нам позволят стать лучше и сильнее».
Действительно, вход в международное образовательное пространство заставил вузы, техникумы и даже школы переосмыслить свои миссии, изменять масштаб задач. Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия подписала обязательные соглашения по торговле услугами, которые регулируют представление услуг в области образования.
И вот с этой точки зрения наша страна пока отстает. Доля РФ в мировом ВВП – 3,6%, а дальнейший прогноз и того хуже – понижение нашей доли. Если посмотреть на долю России на мировом рынке труда, она тоже невелика, всего около 2% выпускников высшей школы мы поставим на мировой рынок в 2030 году. Такие цифры привел в своем выступлении Евгений Сазонов, заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» .
- Мы покупаем в других странах образовательных услуг на 1,5 миллиарда долларов в год, а продаем свои услуги примерно на 250 миллионов долларов, привел убийственную статистику Леонид Глок, председатель комитета по образованию и культуре Законодательной Думы Томской области.
Леонид Эдуардович признал, что процесс глобализации создает огромные риски, в том числе и для региональной системы образования. Одна из них – отсутствие финансовых возможностей на уровне субъектов федерации реализовать новые образовательные стандарты.
Представляете, как давят «вызовы времени» на нервную систему отдельно взятого студента или выпускника вуза, техникума, если даже всю образовательную систему страны от глобализации и интернационализации периодически лихорадит и потряхивает?
А молодой человек 22-23 лет думает… о счастье и месте.
Вот такие «мечтатели» - нынешние и вчерашние выпускники томских вузов и ссузов, которые придут или пришли работать в бюджетную сферу, стали участниками дискуссии «Молоды специалисты на рынке труда». Так как главный пафос обсуждения сводился к тому, что лучшее место для жизненного старта – это томская деревня или райцентр в Томской области, то в обсуждении с помощью видеосвязи участвовали Александровский, Бакчарский, Каргасокский, Первомайский, Парабельский, Кожевниковский, Верхнекетский районы, Асино и Стрежевой.
Свидетельством того, что кадровая проблема в регионе стоит действительно очень остро, можно считать участие в дискуссии заместителя губернатора Анатолия Рожкова и начальника областного департамента по труду и занятости Светланы Грузных. Она и озвучила ту цифру, которая сегодня и является проблемой: сегодня в области требуется более 600 специалистов в разных сферах.
- Как вы смотрите на свои жизненные траектории? Что нужно, чтобы стать настоящим профессионалом? – такие вопросы тремстам участникам дискуссии адресовала Лиана Кобзева, руководитель Центра корпоративного развития Института инноватики ТУСУРа.
И оказалось, что траектории определяет индивидуальная мечта.
- Я коренная горожанка, томичка, и мне достаточно трудно представить себя в сельской местности. Это не укладывается в моей голове. С психологической точки зрения, переезд в деревню – шаг назад, призналась выпускница педагогического университета Татьяна Ефанова.
Пятикурсница того же вуза, не называя себя, привела в пример свою подругу, которая после окончания медицинского университета уехала в Асино по программе «земский доктор», и там получила миллион, работает на «скорой», всем довольна. «Но если бы миллион не дали, то не поехала бы. Думаю, если в сфере образования сделать аналогичную программу и давать миллион учителям, то можно будет решить проблему педагогических кадров на селе». А вот Ольга Губич, выпускница Томского педагогического колледжа, без всяких программ готова вернуться в родной Кривошеинский район и свой первый педагогический опыт получать в сельской школе, потому что «деревенские дети добрее и проще».
Уехать в медвежий угол области согласна Лиза Фандеева, студентка медколледжа, которая приехала в Томск из Абхазии. «Я не люблю города, - призналась она. – Я хочу помогать всем. Меня окраина не смущает. Да, мне нужно, чтобы моя профессия приносила мне доход, чтобы я могла содержать семью, купить свой дом, дать детям хорошее образование и воспитание».
Но если специалисты массовых профессий – медицинские и педагогические работники – могут себя найти и на селе, то с будущими работниками культуры гораздо сложнее. Их профессии штучные. Поэтому Катя Иванова, студентка Томского музыкального колледжа, которая мечтает стать композитором, как ее учитель, Константин Лакин, вслух призналась, что ее мечта – уехать из Томской области и поступать в консерваторию.
И все-таки во сремя голосования, которым завершилась дискуссия, Катя подняла желтый лист. Это был сигнал, что она «еще подумает и, может быть, выберет деревню на жительство, пусть и на несколько лет». Кстати сказать, она оказалась в числе большинства. Только семь красных карточек («никогда не поеду в село») из 300 поднялось над головами участников дискуссии. Вот это и есть реальный ответ молодых на вызовы времени.