Стержень инновационной образовательной программы ТУСУРа – групповое проектное обучение
Когда весной этого года стали известны итоги федерального конкурса инновационных программ российских вузов, то преподаватели и научные сотрудники томских университетов приняли эту новость «на ура». Еще бы! Сразу два томских вуза, ТГУ и ТУСУР, вошли в число 17 победителей, выиграв острейшую борьбу у двух сотен конкурентов. С особым воодушевлением все восприняли победу ТУСУРа. Сравнительно небольшой по количеству студентов, достаточно молодой вуз сумел обойти крупнейшие московские и питерские вузы-гранды, конкуренция с которыми на первый взгляд кажется невозможной.
Однако на самом деле ничего удивительного нет. Для этого нужно поближе познакомиться с инновационной образовательной программой ТУСУРа, представленной на конкурсе. Без преувеличений, она поднимает вузовское образование на качественно новый уровень. Готовит не просто высококлассных инженеров, а специалистов, способных генерировать не только научные или конструкторские, но и предпринимательские идеи. Кроме того, умеющих организовать собственное дело, коммерциализировать инновационный проект.
Как ТУСУР будет реализовывать свою инновационную программу, какие ставит перед собой цели в новом учебном году? Об этом мы беседуем с заместителем проректора по научной работе ТУСУРа Николаем Малютиным.
- Стержнем инновационной образовательной программы ТУСУРа, - поясняет Николай Дмитриевич, - является групповое проектное обучение. К нему есть два подхода. Первый - достаточно очевидный: перевод курсовых и дипломных работ студентов на новую технологию, которая будет компоновать мелкие проекты в более крупные. Или наоборот, когда большая задача разбивается на локальные проекты студентов. Второй подход состоит в том, что групповое проектное обучение произрастает от задач, которые стоят перед разработчиками, руководителями наукоемких предприятий, входящих в учебно-научно-инновационный комплекс, ядром которого является ТУСУР. То есть студенты получают реальные проекты, которые выполняются под бдительным оком заказчика.
Мы рассчитываем, что доля подобных проектов, которые выполняются по технологии группового обучения, достигнет 30 процентов. Понятно, что за короткое время студенты не в силах наладить серийный выпуск наукоемкой продукции, но они могут создать макет или опытный образец, работая в составе конкретного предприятия. Так как проекты будут реальные и у них будет финансирование, студенты будут получать заработную плату. Как и руководители групп.
Мы очень рассчитываем на то, что реализация наукоемких проектов, имеющих прикладное значение, будет питательной средой для технологии группового проектного обучения. Причем как в первом, так и во втором случае.
- Видимо, проекты могут служить питательной средой и для Томской технико-внедренческой зоны?
- У всех сотрудников ТУСУРа, занимающихся прикладными разработками, есть мечта попасть в технико-внедренческую зону. Но ситуация с ней пока не очень понятна. Кроме того, ТУСУР, как и другие вузы, напрямую не может участвовать в ТВЗ. Но у нас есть наукоемкие предприятия, входящие в состав наших НИИ, которые уже на первом этапе проекта ТВЗ фактически там «прописаны». Это «Микран», «ЭлеСи», «Томская электронная компания» и другие.
- Ваш студенческий бизнес-инкубатор, а также технологию группового проектного обучения можно рассматривать как первую ступень к участию в ТВЗ?
- Групповое проектное обучение – это на первом этапе около тысячи студентов. А студенческий бизнес-инкубатор – порядка двухсот человек. Я бы сказал так: это не альтернатива, а два параллельных пути реализации инновационной образовательной программы. Кстати, СБИ сыграл огромную роль в том, что ТУСУР победил в конкурсе инновационных проектов. СБИ находится в стадии развития, и, конечно, должен сыграть большую роль в создании технологического бизнес-инкубатора. В планах ТУСУРа эта задача поставлена и уже начала решаться.
В целом наша образовательная программа рассчитана на то, что мы будем готовить специалистов для инновационных предприятий. Это будут выпускники, которые получат начальный опыт наукоемкого предпринимательства, и они составят основную массу разработчиков, ориентированных на инновационный бизнес. А СБИ готовит именно таких инициативных специалистов, способных организовать собственное дело… Заказчики прекрасно понимают, что самым ценным продуктом является не собственно сама разработка, а люди. И главная задача ТУСУРа - подготовить таких специалистов.
- Какие цели в новом учебном году ставит перед собой ТУСУР по развитию инновационной деятельности?
- Групповое проектное обучение потребует серьезной материально-технической поддержки. ТУСУР на 178 миллионов рублей закупает лабораторное оборудование. Кроме того, у нас появятся около пятисот новых рабочих мест для студентов, оснащенных на самом современном уровне. Осуществляем ряд организационных мероприятий, благодаря которым студенты, занятые групповым проектным обучением, перейдут на индивидуальную систему подготовки. Можно сказать, что «левое крыло» группового проектного обучения – это целевая подготовка за счет предприятия, которое будет доплачивать за обучение, а «правое крыло» - это научные исследования, которые будут «подпитывать» проектное обучение новыми разработками, новыми идеями. Но в любом случае будет составляться индивидуальная траектория обучения, согласованная как с самим студентом, так и с преподавателем (куратором). К примеру, работает студент в НИИ, и к нему непременно прикрепляется сотрудник, который за него отвечает и готовит его больше на практике, чем в теории. Такая технология сопровождения студента в ТУСУРе уже давно отработана. В новом учебном году будем внедрять ее на всех факультетах.
- В какой степени студент будет волен выбирать индивидуальные планы?
- На первых порах до четверти предметов могут рассматриваться как видоизменяемые. То есть степень свободы у студентов «соблазнительно достаточная». На недавнем семинаре в Москве по первому этапу выполнения инновационных программ вузов-победителей обсуждалась задача разработать новые образовательные стандарты для высшей школы. Чтобы половина всех курсов, которые будут слушать студенты, выбирались исходя из реальных потребностей региона, вуза, промышленных предприятий. Это очень серьезно, и ТУСУР в рамках нашего проекта подготовит несколько вариантов государственных образовательных стандартов, которые позволят коренным образом изменить систему образования. Кроме того, ТУСУР планирует перейти на систему кредитов. Студент сможет выбирать примерно треть из общего количества предметов. Помимо этого, будет выбирать еще и лектора... В то же время нельзя полностью уходить от стандартов. Государство следит за тем, чтобы вузы давали действительно высшее образование. Министерство ставит задачу готовить выпускников, способных быстро адаптироваться на производстве. Вокруг ТУСУРа сейчас сосредоточено 50 предприятий, к концу года их число должно вырасти. Не проходит и дня, чтобы у руководства вуза не было встречи с директорами предприятий, которые, прежде всего, интересуются нашими специалистами и которые согласны оказывать всевозможную помощь.
- Масштабные проекты требуют соответствующего развития материально-технической базы. Будете в ближайшее время вводить новые учебные корпуса?
- Корпус на пл. Южной еще строится, но и в существующих корпусах у нас идет активная работа. Уже вошли в строй две поточные аудитории, которые отвечают самым высоким требованиям. В конце года на профилирующих кафедрах появятся лаборатории группового проектного обучения, рассчитанные на то, чтобы все знания, полученные в аудитории, были закреплены на реальных лабораторных комплексах...
- Традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать студентам-первокурсникам в начале учебного года?
- Не только хорошо учиться, но и быть в курсе тех событий, которые происходят в ТУСУРе. На первой лекции-встрече ректор ТУСУР Анатолий Кобзев познакомил первокурсников с программой, которая будет внедряться в нашем университете. Причем он не делал поправок на то, кто перед ним: преподаватели или студенты. Поэтому мы очень рассчитываем, что первый курс в самое ближайшее время станет активным участником всех событий.
Жизнь не стоит на месте, и мы очень надеемся, что и дальше будем выигрывать различные конкурсы. Поэтому первый курс ориентируем не только на то, чтобы стать хорошими студентами, но и активно участвовать в наших общих делах.