Летом этого года были подведены итоги конкурса инновационных проектов среди вузов России, организованного Министерством образования РФ. Из 200 учреждений было выбрано всего 17. От сибирских вузов на предпоследнем этапе значились и новосибирские, и алтайские университеты, однако, в числе победителей оказались лишь томские. Для Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники это еще одно подтверждение: направление развития вуза выбрано верно. О том, каким образом университет формирует рынок высоких технологий как таковой, и при этом готовит для него высококвалифицированных специалистов, рассказывает ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев.
- Анатолий Васильевич, когда в вузе родилась сама идея работы в направлении инноваций?
- ТУСУР всегда был вузом инновационным с развитой двухсекторной экономикой. Ведь ту работу, что вели в университете по хоздоговорам, можно смело назвать рыночным сектором. По крайней мере, все атрибуты рынка были: с заказчиком заключался контракт, определялась договорная цена, сроки. Фактически этот сектор развивался уже в 60е-80-е годы, и тогда ТУСУР занимал лидирующие позиции. Так что те проблемы, с которыми только сегодня сталкиваются многие университеты в плане продвижения своих идей, работы с заказчиками, наш вуз решал уже на протяжении десятков лет. Целые поколения выпускников ТУСУРа выросли в особой атмосфере творчества и предпринимательства. Поэтому не стоит удивляться тому, что когда в стране ситуация изменилась, и рыночные отношения «разрешили» работать в наукоемком бизнесе, именно наши выпускники вышли на первые роли в этом секторе, открыли очень успешные ныне фирмы в Томской области. По сути, они создали первые инновационные предприятия, не зная слова «инновация».
- Сейчас российское законодательство не дает в полной мере вузам взаимодействовать с коммерческими структурами. Как вы считаете, какие поправки или изменения в законодательство нужно внести?
- Странно, что двухсекторная технология, которая при социализме была в вузах, раньше всех устраивала, а теперь, при рынке – нет. И если обобщить все дальнейшие преобразования в законодательстве, то можно сказать одно: все изменения направлены на уничтожение в вузах второго, рыночного сектора. Поразительно, но это совершеннейший факт.
Законодатели загнали нас в нелепый квадрат, приравняли к бюджетным организациям, таким как областные администрации и другие, которым нельзя заниматься коммерческой деятельностью. Но вузы как раз для этой деятельности и должны готовить специалистов. Если ставится задача подготовки выпускников, адаптированных к рыночным условиям, инициативных, предприимчивых, то ее совершенно невозможно решить, если убрать из университетов эту самую атмосферу «творчества и предпринимательства».
В бюджетном кодексе для вузов нужно предусмотреть возможность заниматься коммерческой деятельностью, сегодня же все делается для того, чтобы ограничить рыночный сектор в университетах. Поставлен вопрос о том, чтобы средства, заработанные учебными заведениями, централизовывались, а те вузы, что останутся бюджетными учреждениями, финансировались по смете. Это нанесет урон по самым сильным университетам – они ведь останутся «бюджетными» и попадут в самую настоящую «золотую клетку».
Уже сейчас с вузами частному бизнесу работать трудно, хотя бы из-за сложностей при распоряжении финансами. Оплата счетов занимает не считанные минуты, а недели. Об «активной рыночной экономике» в такой ситуации говорить не приходится.
Есть еще одна нерешенная проблема, которую можно решить законодательным путем. Во многих странах, чтобы активнее развивался наукоемкий бизнес, транснациональные корпорации обязаны размещать от 30 до 50 процентов своих заказов внутри страны. У нас такого закона нет. В результате, заказы, как правило, размещаются за границей, и наш наукоемкий бизнес с более продвинутыми разработками оказывается не у дел…
- Может быть, тут снова сказывается вечный барьер между научными разработками и их внедрением в производство?
- Частный наукоемкий бизнес доказывает, что только собственная инициатива может разрушить барьер между наукой, ее достижениями и внедрением их в практику. В частной компании любая хорошая идея сразу идет в дело, здесь очень востребованы квалифицированные люди, у которых много разных идей, которые рвутся их реализовать. Чем больше в компании таких сотрудников, тем она успешнее.
- Но просто так, ниоткуда, такие люди не появляются…
- Конечно! И очень важно, чтобы их пример стал массовым, единичные прорывы ситуацию в целом не изменят. Совершенно ясно, что готовить таких специалистов надо еще в университете.
В ТУСУРе мы стремимся создать атмосферу творчества, созидания, поиска новых идей и применения их на практике. Эта атмосфера создается из нескольких компонентов, и технология группового проектного обучения (ГПО) – одна из них. К этой технологии мы пришли достаточно давно, без всякого конкурса на звание инновационного вуза. Ее суть в том, что со второго-третьего курсов обучение начинается вокруг конкретных научных и одновременно бизнес-проектов. Все наши новые технологии обучения подчинены одной цели – сделать так, чтобы человек учился сам. Рассчитываем, что в будущем примерно половина учебной программы будет осуществляться через новые технологии.
- Как скажутся на подготовке будущих предпринимателей наукоемкого бизнеса эти изменения?
- Наиболее важным из того, что привнесет будущая технология, станет появление новой «цепочки»: групповое проектное обучение - учебно-исследовательская работа - научно-исследовательская работа студентов - студенческое конструкторское бюро - студенческий бизнес-инкубатор - бизнес-инкубатор. Соответственно, на выходе появится новый «продукт» - частный предприниматель наукоемкого бизнеса или наукоемкая фирма.
Вполне закономерно, что выпускник, основав собственное наукоемкое предприятие, будет продолжать поддерживать контакт с «альма-матер», которая становится ядром постоянно расширяющейся инновационной структуры. При этом выгоды связки «вуз – наукоемкое предприятие» очень существенны и демонстрируются многими университетами, являющимися центрами инновационного развития. К настоящему времени в учебно-научно-инновационном комплексе (УНИК) ТУСУР успешно развивается 50 частных фирм, имеющих свои структурные подразделения внутри университета. Это сотрудничество взаимовыгодно и имеет устойчивую динамику.
… Мы много сейчас говорили о создании особой «творческой атмосферы» в вузах, но нужны и инфраструктурные изменения, и подвижки в законодательстве.
Ответить же на вопрос, почему именно ТУСУР был признан одним из «инновационных» вузов можно так: именно у нас смогли создать систему обучения, которая последовательно способна продвигать творческих людей, тех, кто тянется к наукоемкому бизнесу.