Свой проект тусуровцы хотят распространить на университетское сообщество Томска
Все началось несколько лет назад, в 2006 году, когда в ТУСУРе на всех факультетах ввели новую форму научно-исследовательской работы – групповое проектное обучение. Понятно, что у технарей – свои проекты, в результате которых рождаются новые технологии и приборы. А на гуманитарном факультете под руководством заведующего кафедрой истории и социальной работы, профессора Н.А. Грика началась подготовка социальных проектов. Студенты специальности «Социальная работа» решили помочь студентам с ограниченными возможностями.
– Идея, конечно, возникла не случайно, – рассказала научный руководитель проекта, доцент кафедры Валентина Зиновьева. – Проблема преодоления изоляции инвалидов и включение их в повседневную жизнь общества приобретает все большее значение. Во многих западных странах успешно реализуется программа ООН «Образование для всех», одним из направлений которой является инклюзивное образование. В 2006 году студенты нашей первой проектной группы работу начали с выяснения двух вопросов: насколько известны в ТУСУРе принципы инклюзивного образования и что нужно сделать, чтобы помочь студентам-инвалидам в учебе. Сейчас работает уже третья проектная группа.
В ТУСУРе на всех специальностях и отделениях учатся обычно до 50 студентов-инвалидов. За последние пять лет их число выросло примерно в 2,5 раза.
– Переход от школы к вузу вообще трудный период для студентов, – комментирует Валентина Ивановна. – А когда у человека проблемы со здоровьем, например, ограниченные двигательные возможности, то высшее образование дается вдвойне нелегко. После опросов выяснилось, что немалая часть студентов-инвалидов нуждается в дополнительных консультациях, особенно по математике и информатике. Ведь многие из них были на домашнем обучении, в итоге остались пробелы по этим дисциплинам, в то время как в техническом вузе высокие требования к успеваемости. Еще одна проблема – потребность студентов-инвалидов в психологической поддержке, подспудное желание не быть аутсайдерами: зачастую ими никто в группе не интересуется, и они не знают, как сделать шаги навстречу. Кстати, старший преподаватель кафедры истории и социальной работы, кандидат психологических наук Максим Шульмин проводит для таких студентов обучение по авторской программе «7 навыков высокоэффективных людей» и другие тренинги, рассчитанные на переосмысление жизненных ценностей, совместный поиск решения похожих проблем.
Как вспоминают сейчас организаторы проекта, поначалу были только одни вопросы. Не было опыта, не было даже заочных знакомств с прототипами каких-либо подобных служб, зато были сомнения, а будет ли в действительности кто-то нуждаться в такой помощи? Получение правительственного гранта на реализацию проекта в 2009 году дало возможность преподавателям кафедры и студентам четче определиться с планами и реализовать их.
– Мы съездили в Челябинский госуниверситет, там на подготовительном отделении работает центр довузовской подготовки студентов-инвалидов, – вспоминает Валентина Зиновьева. – но их модель нам не подошла, потому что этот центр финансируется министерством отдельным пунктом, мы не могли на это рассчитывать. Зато в западных университетах, которые мы тоже посетили благодаря гранту, познакомились с несколькими моделями служб сопровождения студентов с инвалидностью. В европейских университетах существует два варианта. В Бельгии и Финляндии в вузах действуют автономные службы, а в Швеции и Германии созданы специальные координационные органы с представителями в каждом отдельном вузе. В нашем случае был реален первый вариант, общероссийской или региональной подобной службы у нас пока нет.
Уровень оказания помощи студентам-инвалидам в европейских университетах, конечно, поразил томичей. В вузах Берлина еще в послевоенный период было начато создание безбарьерной архитектурной среды, есть лифты, пандусы, специальные места в аудиториях. В Швеции к услугам глухих студентов – сурдопереводчики, на муниципальном уровне таким студентам предоставляются транспортные льготы, сопровождающие, специально приспособленное жилье. В Стокгольмском университете на стенах расположены портативные дефибрилляторы для сердечников, в туалетах вмонтированы «тревожные кнопки» на уровне плинтуса: если человеку станет плохо, то он будет иметь возможность позвать на помощь. 0,3% своего бюджета Университет Стокгольма, например, обязан тратить на нужды студентов-инвалидов.
– В общем, есть к чему стремиться, - подытожила Валентина Ивановна. – В Свободном университете Брюсселя (Бельгия), Кентском университете (Англия), Университете Гумбольдта (Германия), Университете Стокгольма (Швеция) Университете Тампере (Финляндия) нам все показали-рассказали, заверили, что окажут любую методическую помощь. Все увиденное помогло развивать дальше проект, создать в 2010 году Центр сопровождения студентов-инвалидов, который действует в ТУСУРе как самостоятельное структурное подразделение.
Студенческая инициатива «снизу» в самом начале получила поддержку «сверху», от руководства ТУСУРа. Специально для центра ректорат выделил аудиторию в главном корпусе на первом этаже, в ней работают студенты и преподаватели, занимающиеся проектом «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями», проходят психологические тренинги для студентов-инвалидов, занятие киноклуба ЦеССИ, поэтические вечера, празднования различных событий. Сначала в центр приходили только студенты-инвалиды ТУСУРа, потом на просмотр фильмов и другие мероприятия стали подтягиваться молодые люди с ограниченными возможностями из других вузов, старшеклассники образовательных школ. Некоторые проблемы ЦеССИ преодолевает в сотрудничестве с томским общественным движением «ДИВО» («Доступное для инвалидов высшее образование»).
– Также в аудитории центра организуются консультации преподавателей для тех студентов с инвалидностью, которые готовятся к сдаче зачетов и экзаменов, – говорит координатор проектной группы, студент 4-го курса гуманитарного факультета Виталий Головко. – Так удобнее, студентам-инвалидам не нужно добираться до разных аудиторий, все сосредоточено в одной. За последние два года удалось при поддержке ректората оснастить первый этаж пандусом, лестничный пролет – специальными поручнями (пока на второй этаж). На первом этаже недалеко от аудитории, в которой расположился наш центр, оборудована специализированная туалетная комната. Мы рады, что проект, начатый нашими предшественниками, набирает обороты, а алгоритм сопровождения студентов-инвалидов приобретает системные черты. Так что пусть школьники с ограниченными возможностями Томска и из районов области знают: в нашем вузе есть организация, которая способна предоставить сопровождение, найти помощь по запросу. Год назад, например, девушка, сначала решившая получить филологическое образование, поступила в ТУСУР только потому, что узнала о наличии нашего центра. На первом курсе ее сопровождали мама и наши студенты, на втором она уже обходится в основном с помощью «куратора» из проектной группы. Другая девушка с ограниченными возможностями сама оказывает поддержку тем студентам с инвалидностью, которые в ней нуждаются, ей очень нравится помогать другим.
Проект тусуровцев имеет перспективу обрести региональный масштаб.
– По договору с фондом просвещения «МЕТА» мы создаем Межвузовский центр социально-культурной адаптации, – рассказал доцент гуманитарного факультета, заведующий лабораторией социального проектирования Максим Берсенев. – Летом этого года наша заявка выиграла в конкурсе благотворительных проектов по развитию системы инклюзивного образования в рамках программы «УРАЛСИБ за равные возможности». Цель работы такого центра – объединить ресурсы вузов в области инклюзивного образования, помочь студентам-инвалидам вести свои проекты, делиться экспертным опытом в достижении различных результатов. Совсем недавно, в середине декабря этого года, состоялась встреча участников тусуровского проекта с инициативной группой преподавателей и студентов медицинского университета, было принято решение об образовании новой самодеятельной организации «Интегро».