Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Парапланетянин

18 ноября 2008
Руководитель клуба ТУСУР «Поднебесье», пилот-парапланерист Иван Кравцов поднялся в небо, поборов страх.

Иван Кравцов поднялся в небо, поборов страх

Досье «ТВ»

Иван Кравцов, руководитель клуба ТУСУР «Поднебесье», пилот-парапланерист, кандидат в мастера спорта, чемпион России среди юниоров 2006. Обладатель Детско-юношеского кубка Сибири 2004, обладатель Кубка Центральной Азии 2006, бронзовый призер Кубка СНГ 2008. Один из организаторов парапланерного клуба «Поднебесье» при ТУСУРе.

Недавно Иван Кравцов вернулся из Индии, где в Гималаях проходил Предкубок мира по парапланеризму. Всего в соревнованиях приняли участие 82 пилота, в том числе лучшие спортсмены мира. В личном зачете Иван занял 26-е место, а команда Сибири, за которую он выступал, девятое место из 20.

Индия, вспоминает Иван, страна поразительных контрастов. С высоты птичьего полета взору открываются оледеневшие вершины гор и пышные тропические леса, старинные величественные храмы и убогие хижины. Соревнования парапланеристов для местного люда – редкое развлечение. А потому индусы, бросив свои дела, провожали парящих в небе спортсменов долгим взглядом, махали вслед руками, а дети с радостными криками гурьбой неслись за разноцветными «крыльями»…

Орленок учится летать

Такой Индию Иван мог бы никогда и не увидеть, если бы не отец - неравнодушный к небу человек. Еще будучи студентом университета, он прыгал с парашютом. Но в определенный момент ему наскучили короткие полеты сверху вниз. Появилось желание держаться в воздухе как можно дольше, взмывать под самые облака. Он научился управлять парапланом, получил инструкторский допуск, открыл свой клуб в Хакасии. От желающих освоить летную науку не было отбоя. А вот собственный сын подниматься в воздух ни в какую не желал.

- Долго меня отец уговаривал. А я все отпирался – страшно было, - признается Иван. – Однажды, чтобы не выглядеть в глазах отца неисправимым трусом, отважился... Мне было 12 лет, когда я впервые оторвался от земли. Сам полет помню смутно – боялся очень. Сердце бешено колотилось, глаза будто туман застилал. Помню только, как земля стремительно приближалась, я ждал удара… Но дело было зимой, снег глубокий и мягкий, словно пуховая перина, поэтому приземлился вполне благополучно. Когда я очнулся, ощутил неописуемый восторг и понял: воздух – моя стихия. Так я стал «парапланетянином».

И все же на первых порах неудачные посадки случались. Однажды, например, Иван упал на дерево и, пересчитав все ветки, на одной «пригнездился». А другой раз угодил в огород, перепугав изумленных дачников… Но такие посадки остались в прошлом – теперь Иван может опуститься в строго заданную точку. Но этим его летное мастерство, конечно, не исчерпывается. Так, Иван установил личный рекорд, поднявшись на высоту 4500 метров над уровнем моря. Говорит, земля оттуда похожа на географическую карту, а горизонт начинает скругляться.

- Когда я достиг этой высоты, испытал эйфорию, - вспоминает пилот. - Дело было в Горном Алтае, а там красивейшие пейзажи: заснеженные скалы, синие озера, бурные водопады. Просто дух захватывает, а сердце ликует!

Правда, любоваться пейзажами с высоты долго нельзя: в небесных высях из-за нехватки кислорода начинается головокружение, мутнеет разум – нетрудно потерять и контроль за полетом. К тому же в верхних слоях атмосферы жутко холодно – температура ниже нуля, когда на земле во время старта царит летняя жара.

Небо паники не терпит

Но высота в парапланеризме все же не главное. Тактика полета – куда важнее. Скорость, траектория полета зависят во многом от того, насколько хорошо пилот сумел уловить направление воздушного потока, использовать энергию ветра, учесть особенности рельефа. Ошибки в тактике могут обернуться обидным проигрышем в спортивной гонке, а то и травмами…

Ветер – сила могучая, неистовая. Он может подхватить параплан как перышко и легко перенести на большое расстояние, а может безжалостно истрепать его и низвергнуть на землю… Бывалые пилоты знают, что во время полета по прихоти ветра параплан может попросту сложиться, превратиться в бесполезный кусок материи. В такие мгновения важно не растеряться, не запаниковать, а приложить максимум усилий, чтобы летательное устройство вновь раскрылось над головой. Такие экстремальные ситуации у Ивана случались не раз – выручала летная сноровка. Но однажды он здорово испугался. Даже вся жизнь перед глазами промелькнула.

- Я по неосторожности попал в смерч. Меня закружило, я начал стремительно падать. К счастью, удалось выбраться из воздушного завихрения, - рассказывает Иван. – Смерч - это одна из самых суровых опасностей, которая подстерегает пилота в небе. Он может скрутить параплан в жгут или в «конфетку», так что шансов «встать на крыло» практически не остается, и тогда уж как повезет…

Чтобы добиться в этом виде спорта хороших результатов, да и просто остаться в живых, нужно не только уметь дергать за стропы, но и разбираться в аэрологии (науке о перемещении воздушных масс), метеорологии. «Живая природа подчас бывает непредсказуема. Поэтому, плавая в воздушном океане, мы не только ориентируемся на прогнозы специалистов, но и сами примечаем: тучи сгущаются, ветер крепчает, значит, пора возвращаться на землю», - поясняет пилот.

По воле стихии

Иван летает в основном на дальние расстояния. Его рекорд - 110 километров беспосадочного полета. Интересно, как он узнает путь? В отличие от перелетных птиц, которые, по разным версиям, ориентируются по горам, рекам, маякам, магнитным полям земли, парапланеристы передвигаются в воздушном пространстве с помощью современной техники – приборов GPS-навигации. Особенно если местность незнакомая. Как в Индии, например. А если полет происходит в родных краях, допустим, в Хакасии, то можно положиться на зрительную память, на интуицию…

Приходилось Ивану участвовать и в марафоне, когда перед спортсменами ставится задача преодолеть большое расстояние – около 500 км – за определенный срок. В этом случае какой-то отрезок пути пилоты пролетают, потом складывают параплан в рюкзак и идут пешком по горам, по долам, а взобравшись на какую-нибудь вершину, вновь расправляют «крылья». Подобные состязания требуют не только высокого летного мастерства, но и туристско-альпинистской подготовки, выносливости.

Иван пробовал свои силы и в аэробатике – художественном исполнении фигур высшего пилотажа. Признается, это острое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но поскольку данная отрасль парапланеризма сопряжена с огромным риском, тренировки нужно проводить над водой, чтобы в случае неудачного воздушного кувырка не грохнуться на земную твердь. Но не всегда есть возможность тренироваться около водоема…

Вообще в небе ни в коем случае нельзя зазнаваться, стремиться наперекор стихии выполнить опасный трюк или подняться на немыслимую высоту. Природа не терпит самоуверенных выскочек, она может больно наказать: подстроит такую экстремальную ситуацию, после которой человек, смертельно испугавшись, завяжет с полетами навсегда или пострадает физически, превратившись в немощного калеку.

- Природе нельзя себя противопоставлять, она все равно сильнее. Гораздо мудрее подчиняться ее воле, - размышляет Иван. - Мне нравится ощущать себя частичкой воздушной стихии. Когда полностью доверяешься небу, испытываешь такое глубокое и ясное чувство свободы, какое невозможно представить на земле.

Иван Кравцов выражает благодарность кафедре ФВиС ТУСУРа за материальную поддержку во время поездки в Индию на международные соревнования.

Ярусова О.
Tomskiy vestnik
НАВЕРХ