Инноватика в ТУСУРе не дань моде
В Томском университете систем управления и радиоэлектроники принимать гостей – дело привычное. Но то, что выездная сессия Учебно-методического совета по совершенно новому направлению «Инноватика» проходила именно в Томске и именно в ТУСУРе, чрезвычайно важно.
Коллеги, приехавшие в наш город из пяти федеральных округов, увидели своими глазами, что для ТУСУРа инновации – не дань моде. Здесь свершается реальное дело, этот вуз – один из неформальных лидеров, а Томск в целом является территорией инновационного развития.
Живя в университетском Томске, мы как-то все привыкли к тому, что вузы у нас во главе угла зрения. Они задают тон общей жизни города, постоянно на слуху, уже даже почти не удивляя постоянными нововведениями, которые для другого областного центра стали бы событием года. Так, в рабочем режиме прошло в ТУСУРе открытие нового подразделения - Института инноватики. Он был создан на базе активно работающих в вузе Центра дистанционного образования, студенческого бизнес-инкубатора, отделения кафедры «Юнеско» и других структур, направленных на вовлечение студентов в инновационную деятельность.
ТУСУР живет единой целью подготовки специалистов, которые в стенах вуза получают возможность не только быть высокопрофессиональными инженерами, но и менеджерами, способными создавать и продвигать наукоемкую продукцию. Институт инноватики – логическое продолжение этого курса.
- Область инноватики является некой организационной вершиной, - говорит ректор ТУСУРа, профессорАнатолий Кобзев. – Все направления, которые у нас развиваются, не должны оставаться на уровне только технических или научных решений. Страна крайне нуждается в людях, которые способны их реализовывать и продвигать на рынок. И это самое трудное. Ведь для того, чтобы придумать новую разработку, мало того, что должен быть человек с уникальными мыслительными способностями. Это всего только 10 процентов успеха. Далее эстафету должны подхватывать энергичные люди, способные понимать и разбираться и одновременно в экономике, и в юриспруденции, и в технике.
- История успеха ТУСУРа складывается так, что один успешный проект непременно «вытягивает» за собой другой, - считает проректор по экономике ТУСУРа, декан Института инноватики Александр Уваров. – Совсем недавно еще шли споры о том, может ли осуществляться образование дистанционными методами. Всем памятна битва за здание студенческого бизнес-инкубатора. А сегодня, на базе ТМЦДО и СБИ создан новый институт, ставящий перед собой актуальные задачи воспитания специалистов, которые будут способны продвигать высокие технологии, обладая знаниями инженерии, социологии, психологии и других дисциплин, так как инноватика – это межотраслевая наука.
Ректор Кобзев убежден, что специальность «инноватика» должна быть при технических университетах.
- Чтобы стать, например, специалистом по защите интеллектуальной собственности, нужно иметь определенное техническое образование и постоянно подпитываться средой, в которой эта собственность созидается, - утверждает Анатолий Васильевич.
Воспитание таких специалистов – и есть цель, поставленная перед новым институтом. Дело для страны новое. Еще десять лет назад это направление в области высшего профессионального образования осуществлял только один-единственный вуз – Санкт-Петербургский политехнический университет. Сегодня уже 45 университетов лицензировали у себя специальность «инноватика».
- Это самое объективное подтверждение концептуальности и необходимости этого направления, - подчеркивает заслуженный деятель науки РФ, декан факультета инноватики Санкт-Петербургского политехнического университета, профессор Иосиф Туккель. – А то, что мы видим в ТУСУРе и в Томске в целом, свидетельствует о лидерских позициях.
Увидено и услышано членами Учебно-методического совета, съехавшимися из Хабаровска, Красноярска. Иркутска, Москвы и других городов, было немало. Ректор ТУСУРа Анатлоий Кобзев рассказал о росте вуза в геометрической прогрессии. Проректор по учебной работе Леонид Боков сделал емкий доклад о групповом проектном обучении, как инновационной составляющей в высшем образовании.
Его выступление вызвало множество конкретных вопросов. Как выставляются оценки каждому из членов группы, если презентация сделанного проекта доверена одному выступающему? Какой предмет записывается в зачетную книжку? Где вы находите преподавателей, способных вести комплексное направление? Эти вопросы свидетельствовали о том, что групповое проектное обучение само по себе является инновационным проектом, хотя в ТУСУРе оно базируется на традициях хоздоговорной деятельности, широко развитой в течение многих лет. Поэтому этот вуз «осуществил поставку» 80 процентов предпринимателей томского наукоемкого бизнеса и большую часть резидентов для Томской технико-внедренческой зоны. И, имея столь весомый опыт, вуз готов делиться с коллегами всеми наработками и замыслами.
- ТУСУР с его идеей проектного обучения и созданный им Институт инноватики - хороший показатель того, что здесь был задел и потенциал, который принял такие инновационные формы, - отмечает председатель Учебно-методического совета Иосиф Туккель. – Неслучайно, столь бурное обсуждение последовали за выступлениями представителями этого вуза. Накопленный опыт должен быть распространен.
Насыщенная программа сессии Совета включала в себя также обсуждение проекта образовательных стандартов третьего поколения по инноватике. Но, несмотря на плотный график решений важнейших вопросов, коллег интересовали инновационные структуры ТУСУРа. Поэтому организаторами встречи были проведены экскурсии по офисам студенческого бизнес-инкубатора и ООО «НПФ «Микран». Увиденное впечатлило и также вызвало живую реакцию.
- Это один из реально двигающихся в инновационном направлении университетов, в котором осуществлено уже немало серьезнейших проектов, направленных на единую цель, - делились между собой гости вуза.