В промышленно развитых странах от 70 до 95% прироста ВВП достигается за счет интеллектуальных ресурсов, воплощенных в новых технологиях. Так, доля High Tech фирм в валовом региональном продукте Баварии достигает 60%, что составляет примерно 58 млрд. евро. Такой результат возможен только при высокой вовлеченности населения в инновационную деятельность - в Нюрнберге на 2 млн. жителей приходится 75 000 High Tech фирм. Для сравнения – в Томской области на 1 млн. жителей приходится только 500 High Tech фирм, и это один из лучших результатов в России. Разрыв колоссальный и для его преодоления, если ничего не менять, может потребоваться не один десяток, а то и сотня лет. По мировым меркам, для Томской области эта ситуация является парадоксальной: в Томске находится шесть государственных университетов, здесь сосредоточен мощный интеллектуальный потенциал, созданы сильные научные школы, работают десятки НИИ, КБ, исследовательских центров, а предпринимателей в сфере наукоемкого бизнеса явно недостаточно. Не случайно доля технологически новых или усовершенствованных изделий в российском экспорте составляет всего 2,8%.
Нельзя сказать, что наша элита не осознает проблемы. Сейчас только ленивый не говорит об инновационном развитии. Предпринимаются и конкретные шаги. Несомненно, что на решение проблемы направлены и национальный проект «Образование», и создание в России четырех технико-внедренческих зон, и строительство технопарков, и открытие бизнес-инкубаторов. Однако эти усилия носят точечный характер, никак между собой не скоординированы и не могут рассматриваться в качестве программы. Автор этих строк в конце 2007 года вернулся из ЮАР, где в министерстве науки познакомился с принятой в 2007 году и рассчитанной на 10 лет государственной программой перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. И, хотя стартовые условия в ЮАР значительно хуже чем в России, складывается впечатление, что с этой задачей в ЮАР справятся, так как с первых шагов программе придан характер наиважнейшей общенациональной задачи и в её решение вовлекаются широкие слои населения.
В то же время у нас имеется положительный опыт решения общенациональных задач. Достаточно вспомнить наиболее успешные атомный и космический проекты, в реализацию которых были вовлечены миллионы людей. Этот опыт, несомненно, может быть использован, но надо иметь в виду, что переход к экономике знаний – крупнейшая государственная задача, по своим масштабам и социальным последствиям существенно превосходящая атомный и космический проекты. Ведь в ее решение должна быть вовлечена большая часть трудоспособного населения России. Другими словами, необходимо создать систему, способную генерировать новую массовую волну предпринимателей наукоемкого бизнеса. Для этого необходимо:
Все это необходимые, но далеко не достаточные условия перехода к экономике знаний. Однако, на наш взгляд, именно эти меры являются центральными во всей сложнейшей цепи взаимодействий. При разработке программы у нас есть возможность опереться на мировой опыт. Анализ его показывает, что передовые зарубежные университеты вовлекли в орбиту своей деятельности сотни промышленных, исследовательских и торговых фирм, превратились в консолидирующую силу, объединяющую интересы многочисленных партнеров. Завидным примером для нас могут стать многие из них. Скажем, знаменитый Оксфордский университет в Великобритании. Это сравнительно небольшой вуз: в нем, как и в ТУСУРе, учится 17 тыс. студентов. Но с ним связаны более 300 наукоемких фирм. Суммарный годовой доход этого учебно-научно-инновационного комплекса составляет $5 млрд. Для сравнения: валовый региональный продукт Томской области равняется $8,5 млрд. Бюджет Массачусетского Технологического Института, где обучается 10 тысяч студентов, составляет $ 1, 83 млрд., при этом в его бизнес-окружение входит 4000 фирм выпускников и сотрудников, чей доход составляет $ 480 млрд.
В инновационной модели развития экономики университет является центром инновационного развития, равноправным участником рыночных отношений. Говоря о системе высшего образования в России, стоит отметить, что равноправные партнерские отношения возможны только в том случае, если будет разрушена «стена» между наукой и производством. Система высшего образования в новых условиях должна работать в соответствии с социальными и экономическими запросами общества, преодолев «академическую изолированность», но не нарушив академических традиций, не пожертвовав фундаментальными исследованиями. Диалог и взаимовыгодное сотрудничество университета и бизнеса, являющиеся залогом развития новой экономики, предполагают создание определенной структуры с четкими принципами взаимодействия партнеров.
Такая структура в ТУСУРе уже создана. Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) ТУСУР объединяет в одну слаженно работающую систему научно-исследовательский и инновационный потенциал университета и наукоемкие фирмы. В УНИК входят пять научно-исследовательских институтов, три конструкторских бюро, 48 научных лабораторий и центров, 26 студенческих конструкторских бюро, научно-исследовательская часть, инжиниринговый центр, технопарк, студенческий бизнес инкубатор.
Сегодня УНИК объединяет вокруг университета 70 наукоемких фирм, созданных выпускниками ТУСУРа. Отметим, что эти фирмы в основном и составляют ИКТ-сектор Томска, в котором представлены такие направления, как «телекоммуникации и связь», «производство электронного и электротехнического оборудования», «ИТ-услуги». Кроме того, часть этих предприятий занимает лидирующие позиции на российском рынке, при этом их разработки являются конкурентоспособными в международном масштабе – они востребованы на достаточно насыщенных рынках США, Германии, Великобритании, Японии, Южной Кореи и стран СНГ.
Партнерство университета и бизнеса взаимовыгодно и обладает устойчивой динамикой. ТУСУР оказывает предприятиям поддержку в работе с разными отечественными и зарубежными фондами, помогает принимать участие в федеральных целевых и межведомственных научно-технических программах, наши партнеры получают прямой доступ к инновационной структуре университета.
За пять лет работы университетского научно-исследовательского комплекса входящие в него фирмы вложили в ТУСУР более $ 1 млн. прямых инвестиций, а его консолидированный годовой бюджет вырос до $ 50 млн., увеличившись почти в 25 раз. Еще больше выиграли наши фирмы-партнеры, создавшие новые структурные подразделения университета. За это время они стали лидерами среди наукоемких предприятий Томска, их доходы увеличились более чем в 100 раз.
К 2010 году ТУСУР рассчитывает увеличить число фирм, входящих в его бизнес окружение в два раза. Однако при низкой предпринимательской активности населения эта задача может оказаться очень сложной. Доля предприятий наукоемкого бизнеса в общем числе создаваемых малых и средних предприятий крайне низка, и для того чтобы обеспечить себе соответствующее бизнес-окружение, университет должен обеспечить генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. Будучи центром инноваций, университет не только генерирует новые идеи, но и в первую очередь готовит студентов, способных не только предложить эти идеи, но и воплотить их в жизнь, организовав собственное наукоемкое предприятие.
На решение этой задачи и направлена инновационная образовательная программа ТУСУРа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса», вошедшая в число победителей первого конкурса инновационных образовательных программ. Ее цель - активизация инновационной деятельности выпускников, подготовка как самостоятельных предпринимателей наукоемкого бизнеса, так и специалистов, способных инициировать и реализовать инновационный проект на любом действующем предприятии.
Подготовка будущих предпринимателей требует серьезных изменений в организации всего учебного процесса. Сегодня ТУСУР переходит к технологии группового проектно-творческого обучения (ГПО). Его особенность в том, что со второго–третьего курсов процесс обучения начинает строиться вокруг конкретных научных проектов, имеющих перспективы продвижения на рынке.
Уже сформировано 344 группы творческого проектного обучения, и треть студентов нынешнего третьего курса продолжит обучение по новой технологии. Для работы групп создаено 26 лабораторий группового проектного обучения и 50 студенческих конструкторских бюро - всего порядка 1210 рабочих мест, оснащенных самой современной техникой.
Тематика проектов, над которыми работают студенты, достаточно разнообразна: биомедицинские технологии, создание программного обеспечения и систем контроля, разработка лабораторных комплексов, систем безопасности и другие перспективные разработки в области электроники и IT-сектора.
Проекты, разработанные этими группами, не останутся на бумаге - обязательным условием защиты проекта является создание работающей модели или программы. Важно то, что практически каждый из проектов может в будущем стать основой для создания наукоемкого предприятия по его производству.
Внедрение технологии ГПО в учебный процесс позволяет создать непрерывный цикл подготовки инновационно-активных специалистов, предпринимателей наукоемкого бизнеса: групповое проектное обучение – УИР – НИРС – студенческое конструкторское бюро – студенческий бизнес-инкубатор – бизнес-инкубатор. В результате на выходе из университета появится новый «продукт» – частный предприниматель наукоемкого бизнеса или же наукоемкая фирма. Именно так университет становится ядром постоянно расширяющейся инновационной структуры.
Важным звеном в этой «цепочке инновационного развития» является студенческий бизнес-инкубатор, рассчитанный на 300 рабочих мест и ориентированный на поддержку наукоемких проектов главным образом по информационным технологиям и радиоэлектронике. Именно здесь начинающий предприниматель начинает решать задачи, связанные с выводом на рынок свой научной разработки, в том числе – искать инвестора.
Показательно, что студенческий бизнес-инкубатор с первого года работы стал мощным магнитом для инвестиций. Компании-партнеры университета, входящие в Ассоциацию выпускников ТУСУР, обозначили более 20 интересующих их научных направлений, которые они готовы финансировать.
Сегодня в бизнес-инкубаторе идет работа над 18 проектами по таким направлениям, как информационные ресурсы Интернета, телекоммуникации, сети, связь, информатика, приборостроение и робототехника. Уже есть первые результаты - в январе 2007 года из студенческого бизнес-инкубатора вышла первое самостоятельное предприятие- Центр автономных источников питания «Свободная энергия». В ноябре 2007 года СБИ выпустил еще 8 успешных проектов. Предполагается, что в будущем в рамках бизнес-инкубатора будут ежегодно регистрироваться четыре малых предприятия.
Следующим шагом в развитии инновационной структуры ТУСУРа будет открытие технологического бизнес-инкубатора площадью 3312 м2, рассчитанного на 300 рабочих мест.
Успехи студенческого бизнес-инкубатора не только показали его перспективность, но и позволили говорить о расширении географии проектов и выстраивании траектории взаимодействия вуза с регионами. Обширная сеть филиалов и представительств нашего вуза дает возможность роазвивать наукоемкий бизнес и в других городах, создавая бизнес-команды под проекты регионов из студентов, получающих базовое образование в любом из филиалов нашего учебного заведения. Затем сформированная команда со своим проектом продолжает обучение в студенческом бизнес-инкубаторе вуза в режиме группового проектного обучения и через некоторое время создает новое предприятие наукоемкого бизнеса. Это предприятие продолжит работу в бизнес-инкубаторе региона, а регион вскоре получит новое самостоятельное предприятие. С учетом того, что в образовательную сеть Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники входит более 300 городов и населенных пунктов России, можно говорить о серьезных возможностях для развития инновационного бизнеса в регионах при поддержке нашего вуза.
Укрепляя и развивая свою инновационную структуру, ТУСУР активно осваивает новые рынки. Серьезным шагом для развития инновационной активности ТУСУРа и его партнеров стала реализация проектов международных «мостов передачи технологий и знаний». Такие «мосты» (Калифорния-Томск, Торонто-Томск, Нюрнберг-Томск) открывают новые возможности для выхода на зарубежные рынки с готовой продукцией томских предприятий, коммерциализации разработок ученых ТУСУРа с привлечением иностранных инвестиций, подготовки элитных специалистов по «экспортным» программам для работы в томских подразделениях международных компаний, осуществления процесса «инкубирования» новых инновационных компаний при консультационной поддержке мировых экспертов.
Опыт ТУСУРа доказывает, что университетский комплекс действительно является центром инноваций, обладая мощным ресурсом развития. Более того, инновационный потенциал университета далеко не исчерпан, однако его полная реализация невозможна без государственной поддержки. Необходимо продолжить формирование инфраструктуры, снять юридические, административные и налоговые ограничения, препятствующие взаимодействию университета и частного бизнеса. Необходимо предоставить максимальную свободу для ведущих вузов, которая позволит университету работать с бизнесом в равных условиях.