В рамках фестиваля науки в бизнес-инкубаторе ТУСУРа прошли соревнования по робототехнике
Хотите самостоятельно сделать робота? А почему бы и нет! Думаете, сложно? Оказывается, это по силам даже семи-восьмилетним детям. Настоящие роботы начинаются с конструкторов «Лего», потом приводят разработчиков в студенческие аудитории, а затем – к вершинам науки.
Но, чтобы покорить эти вершины, нужно доказать всем, что твой робот лучший. Именно этим занимались увлекающиеся робототехникой студенты и школьники на осеннем «РобоМарафоне», организованном лабораторией робототехники и искусственного интеллекта Института инноватики ТУСУРа. В студенческом бизнес-инкубаторе состоялись соревнования роботов по футболу, соревнования по преодолению «полосы препятствий» и выставка робототехнических достижений.
- Первые соревнования по робототехнике прошли в ТУСУРе в 2008 году и были организованы Институтом инноватики, - рассказывает заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта Евгений Шандаров. – Всё началось с соревнований по киберфутболу и конструирования роботов на базе конструктора «Лего». Постепенно формат менялся и расширялся. Теперь мы постепенно переходим к более сложному классу роботов – андроидам.
В штате лаборатории всего три человека – руководитель и два аспиранта. Но в ней, постоянно конструируя роботов и готовясь к соревнованиям, работают около 30 человек. Среди них не только студенты, но и школьники, в том числе и из младших классов. Кстати, их результаты поразительны: на момент интервью лучший результат в первой попытке в кегельринге, опережая «студенческие», показал робот десятилетнего Ярослава Сайбединова из Губернаторского Светленского лицея. А в скоростном проезде по чёрной линии лидировал робот 8-летних (!) Саши Александрова и Саши Литвак, которые тренируются в ТУСУРе.
- Я их взял в лабораторию в апреле, а в мае они уже участвовали в своих первых соревнованиях на форуме INNOVUS, - гордится Евгений Шандаров.
Сотрудники лаборатории каждый год выпускают статьи, ведут большую научно-просветительскую работу. «РобоМарафон» – только одно из мероприятий. И, для того чтобы поддерживать интерес к конструированию роботов в школьниках и, что немаловажно, в их преподавателях, здесь выпускают методическую литературу, предоставляют для занятий и соревнований свою материально-техническую базу, возятся с заинтересованными ребятишками и отправляют их на соревнования в другие города.
- Престиж инженерного образования в нашей стране находится не на том уровне, на котором надо, - сокрушается Евгений. - А стране нужны промышленные рельсы. Менеджеры - модная сейчас специальность - их не создадут. Поэтому мы и вкладываемся в соревнования и просвещение. Готовим себе будущих студентов, а стране - будущих инженеров. Такая благотворительность с прагматическим прицелом.
«РобоМарфон» в этом году, как и в прошлом, посетили несколько сотен зрителей. Участников, на первый взгляд, намного меньше, но это неважно: каждая команда представляет целую «школу» робототехники – факультет, лабораторию, гимназию… Здесь они не только соревнуются, но и общаются, делятся идеями и наработками.
- Для самих ребят-участников это прекрасная площадка для обмена мнениями, идеями и дополнительная тренировка навыков перед грядущими соревнованиями областного и общероссийского уровней, - считает Евгений Шандаров.
- Это очень серьёзные соревнования, - подтверждает участник соревнований, студент 2 курса Максим Рудь. - Робот должен ездить по городу, заезжать на точки отсчёта, за посещение которых даются очки. Там ещё стоят ёмкости с шариками, эти ёмкости обязательно нужно передвинуть на определённое расстояние. Для нас такое задание – большой опыт. Чтобы робот его выполнил, мы использовали очень сложные алгоритмы. Может, для кого-то они и простые, но для нас, как для второкурсников, это очень много. Мы в соревнованиях участвуем всего второй раз. А осенью будем принимать участие в большом форуме робототехники, где посоревнуемся с японцами, так что сейчас набираемся бесценного опыта здесь.
Робот Ярослава Сайбединова не только доехал до финиша, но и добрался туда первым. 10-летний киберспортсмен уже опытный: для него в отличие от студентов эти соревнования уже третьи.
- В начале папа покупал «Лего», учил меня, и у меня стало получаться, - рассказывает Ярослав. – Я хотел, чтоб у меня был такой робот, как в Lego Mindstorms. А потом я в лицее зашёл в кабинет, увидел, что там такой робот уже есть, и моя мечта сбылась. С тех пор я занимаюсь робототехникой.
- Lego Mindstorms – это линия, позволяющая создавать роботов, - говорит преподаватель робототехники Губернаторского Светленского лицея, тренер Ярослава Владислав Сайбединов. – Она позволяет самому проектировать и собирать роботов. Дети при этом изучают не только программирование, но и инжиниринг, ту же кинематику, чтобы роботы не падали по дороге. Линия очень хорошая: я видел, как этими роботами с удовольствием играли и студенты, и седовласые программисты. А у нас в лицее ставится цель создать роботизированную среду: у нас есть робот-дежурный, робот-уборщик, полгода звонок на урок подавал тоже робот. Естественно, мы их сделали сами. А потом дети, которые играли такими роботами, вырастают и говорят с программистами на одном языке, сами «незаметно» становятся программистами и инженерами.
- Мы стремимся к тому, чтобы ребят, занимающихся робототехникой, было как можно больше. К сожалению, на базе нашей лаборатории сделать обучение массовым практически невозможно, поэтому мы создали программу для учителей «Образовательная робототехника», - говорит Евгений Шандаров. - Если в школах появятся преподаватели, подготовленные в области робототехники, гораздо больше ребят смогут научиться работать с «Лего»-комплектами, откроют для себя новое увлечение. И, возможно, в будущем томские команды станут побеждать на соревнованиях по робототехнике самого высокого уровня.