Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

«Сбывается наша мечта – учить студента на самой современной технике!»

05 апреля 2007
Интервью Ю.А. Шурыгина, первого проректора ТУСУРа, посвященное инновационному образовательному проекту ТУСУРа.

Проректор ТУСУРа рассказывает о нацпроекте и цейтноте, в котором по сей день пребывают вузы, победившие в конкурсе

7 декабря пресс-центр национального проекта «Образование» в Сибирском федеральном округе организовал пресс-тур в Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Корреспондент секции «Работа и обучение» вместе с журналистами Красноярска и Омска побывал в одном их двух сибирских университетов, победивших в конкурсе нацпроекта «Образование». Накопленный этим вузом опыт показался нам интересным. Цикл публикаций о томском университете мы открываем сегодняшним материалом.

... Про ТУСУР говорят: такое количество суперсовременной компьютерной техники в одном месте можно увидеть разве что на специализированной выставке. Сейчас в вузе на каждого студента приходится 0,7 компьютера, а после окончания поставок ПК в рамках нацпроекта эта цифра превысит единицу. Показатель, впечатляющий даже для США, а уж для России - просто немыслимый! О том, как ТУСУРу удалось стать одним из 17 вузов, победивших в федеральном конкурсе, и о самом нацпроекте мы побеседовали с Юрием Шурыгиным, первым проректором университета.

Курс - на подготовку предпринимателей

- Юрий Алексеевич, расскажите о проекте, на реализацию которого вуз получил финансирование.

- Мы получили 580 млн. рублей для реализации программы подготовки специалистов, обеспечивающей массовую генерацию предпринимателей наукоемкого бизнеса. Из 17 вузов-победителей ТУСУР занял десятое место, но мы единственные предложили подобный проект. В чем новаторство этой программы? Во многих вузах используется форма учебно-исследовательской работы, студенческих конструкторских бюро. Выпускники этих учебных заведений становятся инженерами наемного труда. Мы же предложили ввести индивидуальную диспетчеризацию каждого студента с изменяемой сложностью траектории его роста и групповое проектное обучение. 8 тысяч наших студентов, обучающихся дистанционно, уже имеют свой индивидуальный план. В 2005 году мы перевели на групповое проектное обучение (ГПО) радиотехнический факультет, а с начала текущего года в ГПО задействованы все студенты вуза, начиная с третьего курса.

- В чем специфика этого обучения?

- Группы студентов выполняют реальный проект: мы тесно работаем с выпускниками ТУСУРа, компании которых и предлагают нам задачи, предполагающие практическое внедрение. В группе происходит распределение обязанностей - там могут быть не только инженеры и руководитель, но и, скажем, менеджеры и психологи. Причем есть возможность использовать не только силы ТУСУРа, но и приглашать студентов других вузов. Например, у нас есть проект, в котором работают медики.

Ребята, реализующие реальный проект, могут попасть в студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) ТУСУРа - первый в стране. Благодаря этой возможности мы готовим не только хороших инженеров, но и предпринимателей: учим студентов, как жить на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию.

В перспективе выпускники СБИ должны попадать во «взрослый» бизнес-инкубатор (он сейчас строится напротив студенческого). Потом - либо на рынок в качестве предпринимателя, либо в технопарк, который находится в особой экономической зоне технико-внедренческого типа.

Надо сказать, что Томску повезло: в 2006 году он в числе четырех городов выиграл грант Министерства образования на создание такой зоны.

Не люблю слово «потратить»

- На какие нужды вуз тратит деньги гранта?

- В 2006 году нам выделено 290 млн. рублей на условиях софинансирования: мы должны сделать свой вклад - 58 млн. рублей. То есть освоить (не люблю слово «потратить»!) за год 348 миллионов.

На эти средства мы создаем 21 лабораторию группового проектного обучения и центры коллективного пользования по приборам и технологическому оборудованию. 254 млн. рублей направили на покупку техники: 650 компьютеров, 300 единиц периферийного и 500 - электроизмерительного оборудования, 70 программных комплексов и лабораторий и 94 позиции лицензионного программного обеспечения.

У нас появятся «умные» аудитории: во время лекции преподавателю не придется писать на доске. Благодаря подключенному ноутбуку все графики и иллюстрации будут отображаться на экране. Также мы закупили плазменные панели и мультимедийные проекторы - делаем все необходимое, чтобы существенно развить образовательный процесс.

- Слышала, что у школ-победителей конкурсов в рамках нацпроекта возникали проблемы с освоением денег: не всегда была возможность приобрести нужное оборудование. Столкнулся ли ваш вуз с такими сложностями?

- Все нормально - освоить удалось. Но чтобы сделать все правильно, понадобилась целая система учета и контроля. Могу сейчас папки принести, отчетные «простыни»... Для освоения конкурсных денег и управления процессом реализации программы в ТУСУРе специально создали отдел мониторинга и конкурсные комиссии - для определения победителей при размещении заказов и для приемки результатов работы. Каждую неделю собирается научно-координационный совет и так далее. Поскольку федеральный закон запрещает приобретение чего-либо на бюджетные деньги, минуя конкурс, в 2006 году мы провели 25 конкурсов: разыгрывалось 34 лота общей стоимостью более 250 миллионов. Вуз уже несколько раз проверяла комиссия, которая следит за исполнением проекта. Каждые две недели в течение года ректор ездил в Москву отчитываться, а к 18 декабря мы должны представить годовой отчет. Это очень напряженная работа: еще год не кончился, а отчет надо написать, чтобы Министерство образования приняло решение о продлении финансирования на следующий год. Это не происходит автоматически. Вообще с момента написания заявки на грант и по сей день мы находимся в полном цейтноте!

Нацпроект - это колоссально

- Нам интересно ваше мнение о реализации нацпроекта «Образование» в России...

- Он окажет колоссальное воздействие на высшую школу, но хотелось бы, чтобы финансирование получили не 17 вузов, а 117. Я был бы рад, если бы все это продолжалось. Считаю, что должна быть разработана система поддержки: чтобы после двухгодичного финансирования выигравшие вузы не остались брошенными. Ведь в них создаются новые инфраструктуры, лаборатории, центры коллективного пользования и так далее. Нельзя, чтобы эти службы потом плавно сошли на нет из-за отсутствия денег!

Колоссальность финансовых вливаний можно показать на примере ТУСУРа. Стоимость основных фондов вуза (кроме зданий и сооружений) – примерно 250 млн. рублей. Благодаря нацпроекту мы приобретаем оборудования еще на 265 миллионов. Практически за год происходит удвоение фондов, а за два года - утроение! Сбывается то, о чем мы всегда мечтали: учить студента на самой современной технике. Еще во время Екатерины II существовал указ: самые современные изделия и новые приборы должны попадать в Горную академию. Если же мы будем учить студентов на современной технике, и промышленность наша поднимется. А если учить на приборе, которому 40-50 лет, или на оборудовании, которое в мире уже давно не используется, какой будет толк от таких знаний?

- Какие сибирские вузы, по вашему мнению, в этом году имеют шанс получить грант?

- Томский политехнический университет, Новосибирские электротехнический институт и госуниверситет, Красноярский технический университет. Насчет алтайских вузов не могу с полной уверенностью ответить на вопрос, так как мало знаком с их работой. Может быть, Алтайский технический университет...

История конкурса

В 2006 году в России впервые был объявлен конкурс вузов в рамках национального проекта «Образование». Победитель мог рассчитывать на многомиллионное финансирование своего инновационного проекта.

За победу боролись 200 вузов, в том числе алтайские технический и классический госуниверситеты. Во второй тур вышли всего 27, в числе которых был и АлтГУ. А вот среди 17 окончательных победителей не оказалось ни одного представителя Алтайского края. В Сибирском регионе финансирование нацпроекта получили всего два вуза – Томский госуниверситет и ТУСУР. В число трех победителей из Зауралья вошел еще и Дальневосточный госуниверситет.

Получателями грантов стали такие известные вузы как МГУ, МГТУ, СпбГУ и Высшая школа экономики. Семь вузов-победителей - из Москвы, по два - из Санкт-Петербурга и Томска, на остальные города - Владивосток, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь, Самару и Таганрог – пришлось по одному грантополучателю.

Хлыновская А.
Работа и обучение. Барнаул). – 18 декабря. – 2006
НАВЕРХ