Рынок образовательных услуг становится все более конкурентным. Каждый вуз стремится доказать, что его образовательные практики самые передовые. Если раньше системы менеджмента качества (СМК) работали преимущественно в сфере производства, то теперь ими активно интересуется и сфера услуг. И прежде всего — образовательных.
Всемирная торговая организации оценивает емкость мирового рынка образования в сумму порядка $70 млрд. Пока доля России в финансовом контроле глобального образовательного рынка ничтожно мала и не превышает 1%. Для того чтобы выйти на мировую образовательную арену, нашей стране необходимо повысить качество образовательных услуг и престиж учебных заведений.
Одним из всемирно признанных инструментов подтверждения того, что управлению качеством в организации уделяется пристальное внимание, является внедрение стандартов системы менеджмента качества. В нашей стране процесс внедрения систем управления качеством в образовательной сфере идет, но медленнее, чем хотелось бы. На сегодня около 40-50 вузов сертифицировали свои системы качества. Всего же их в стране свыше тысячи. В то же время в мире свыше 5000 образовательных учреждений, в том числе около 1000 вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта качества ISO 9001.
Сегодня международные стандарты СМК приняты и сертифицированы лишь в некоторых передовых российских вузах, и за этой неутешительной статистикой стоит целый комплекс проблем. Во-первых, у руководителей отсутствует четкое понимание, какие бенефиты сулит СМК. Поэтому для многих ректоров внедрение системы качества — это лишь дань моде, причем довольно дорогая. Экономическую подоплеку могут разглядеть далеко не все. Кроме того, интерес к СМК ослабляет и некоторый скептицизм по отношению к системам качества, рожденный негативным опытом административного внедрения в вузах комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) в 70-80-х годах.
Во-вторых, внешние обстоятельства пока не побуждают вузы к созданию СМК. Это касается всех участников образовательного процесса — отраслевых ведомств, абитуриентов и работодателей, которые не предъявляют жестких требований к качеству. Сегодня вузы, как известно, не несут как таковой ответственности за трудоустройство выпускников, не следят за их карьерой, и даже финансирование вуза напрямую не зависит от результатов его деятельности. Поэтому многие учебные заведения вполне удовлетворены своим status quo и в отсутствии давления со стороны внешнего окружения не предпринимают попытки внедрения СМК.
В-третьих, стандарты СМК не гармонизированы с российскими образовательными стандартам, что также может осложнять успешное функционирование системы менеджмента.
В-четвертых, сопротивление организационным изменениям со стороны персонала также тормозит процесс. Как и в любой отрасли, в образовательном секторе важно, чтобы не только ректор и сотрудники отдела по качеству, но и все руководители структурных подразделений, академический персонал, вооружились в своей работе политикой в области качества. В то же время сложившиеся годами стереотипы работы преподавательскому составу бывает не так-то легко пересмотреть.
В числе проблем, стоящих перед внедрением СМК в образовательных учреждениях, часто отмечают еще и отсутствие опытных специалистов по разработке системы качества именно в вузах. Но эту проблему устранить легче всего: передовая практика внедрений в других отраслях, и прежде всего в промышленности, довольно успешно переносится на вузы.
Несмотря на трудности, которые мешают внедрению систем менеджмента качества в образовательных заведениях, вопрос о мониторинге качества образования и повышении его уровня сейчас является наиболее актуальным. Официальные рейтинги вузов, составляемые Министерством образования и науки, не являются показательными ни для абитуриента, ни для работодателя, поскольку в них рассматриваются такие формальные параметры, как число компьютеров, площади, обеспеченность книгами. Конечно, ресурсная база при прочих равных условиях гарантирует более высокий уровень подготовки, но она тем не менее не всегда однозначно влияет на качество образования выпускника. Сами по себе СМК также не гарантируют качества образовательных услуг, но они гарантируют, что система управления вузом будет настолько прогрессивной, что позволит организовать учебный процесс на самом высоком уровне. «Международные стандарты серии ИСО 9000 непосредственно не влияют на качество учебного процесса и образовательных услуг. Это стандарты управления и руководства деятельностью организаций. Но их внедрение в вузах позволяет избежать ошибок, сбоев и недоразумений в работе, вводит в деловую практику мониторинг образовательных процессов, систематический анализ и учет замечаний, запросов и ожиданий обучающихся. Абсолютно исключается несоответствие государственным образовательным стандартам конкретных направлений и специальностей подготовки. А это не может не улучшать качество образования», — говорит заведующий лабораторией управления качеством образования ТУСУРа, член-корреспондент Академии проблем качества Александр Чернышев.
Отраслевые ведомства, не дожидаясь глубокого кризиса системы образования, объявили курс на повышение качества образования. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. на развитие системы обеспечения качества образования с 2006-го по 2010 год планируется выделить из федеральных и иных источников свыше 6 млрд рублей. «В России в последние годы активизировалась работа по внедрению СМК в образовательных организациях. Одна из причин — введение Министерством образования и науки РФ в число обязательных аккредитационных показателей вуза такого параметра, как эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования. В Томске практически все вузы, включая негосударственные, выстраивают свои системы качества. Три вуза — Томский политехнический университет, Томский государственный университет и Томский государственный архитектурно-строительный университет — имеют в своем составе аккредитованные органы по сертификации», — говорит Александр Чернышев.
Это породило волну интереса к системам обеспечения качества. В Сибири около десятка вузов внедрили и сертифицировали СМК. В их числе уже упомянутые Томский политехнический университет, Томский государственный университет, Томский государственный архитектурно-строительный университет, а также Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Сибирский государственный технологический университет, Сибирский государственный индустриальный университет, Алтайская академия экономики и права, Новосибирская государственная академия водного транспорта. Активная разработка идет в Новосибирском государственном университете, Новосибирском государственном техническом университете, Сибирском университете потребительской кооперации, Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики и других.
Внедрение СМК в вузах реализуется в несколько этапов. Отправной пункт — это разработка политики в области качества, определение миссии и стратегии развития вуза. Первоочередная задача для любого вуза — это лидерство на рынке образовательных услуг, и в соответствии с этой парадигмой каждое учебное заведение расставляет свои акценты. Например в НГУ, который сейчас находится в процессе построения СМК, миссией является «укрепление ведущих позиций в сфере образования и науки путем развития новых видов образовательных услуг, внедрения новых образовательных технологий и создания национального исследовательского университета». А в отраслевом вузе СибГУТИ миссией стало лидерство в своей нише — «предоставление всего комплекса возможных образовательных услуг в сфере телекоммуникаций и информатики в соответствии с требованиями рынка, направлениями развития высшего образования и научно-технического прогресса».
Далее необходимо оценить текущие характеристики образовательного процесса, проверить деятельность каждого подразделения, а затем разрабатывать план по внедрению СМК, предполагающий корректировку деятельности в соответствии с обнаруженными недостатками. Последовательно воплощая этот план в жизнь, организации удается выстроить тотальную систему контроля, направленную на предотвращение любых сбоев и ошибок в образовательном процессе.
Работающая СМК приносит массу выгод. Об этом можно судить по отзывам потребителей услуг. «В настоящее время затруднительно указать количественные характеристики улучшения в ТУСУРе, однако можно отметить следующее: во-первых, студенты в анкетах оценивают качество предоставляемых образовательных услуг как хорошее (в среднем 8 баллов из 10); во-вторых, преподаватели и учебно-вспомогательный персонал видят на основе объективных оценок, что именно им следует улучшить», — говорит Александр Чернышев.
Основной эффект достигается за счет улучшения нескольких показателей. Один из принципов концепции СМК — это ориентация на потребителя. Вооружившись стандартами в области качества, вузы начинают уделять большое внимание обратной связи: следят за карьерой выпускников, удовлетворяют текущие запросы работодателей и стараются предсказывать их будущие нужды. Это открывает новые горизонты сотрудничества с корпоративными заказчиками за счет целевой контрактной подготовки.
Подход к управлению организацией становится системным, а значит, вуз развивается не стихийно, все аспекты управления организацией координируются и согласуются с общим стратегическим планом развития.
Еще одна причина, по которой руководствоваться стандартами СМК просто необходимо: внедрив СМК, организации нужно подготовиться к перманентным улучшениям. Непрерывное совершенствование работы вуза является хорошей почвой для внедрения инновационных технологий.
Ну и наконец, вузы, желающие доказать высокое качество управления своей деятельностью, благодаря стандартам ISO могут получить международное признание в различных аккредитующих сообществах, обладающих правом международной аккредитации, и продвигать на мировой рынок образовательные услуги. «Два пилотных подразделения ТУСУРа — Томский межвузовский центр дистанционного образования и кафедра КИПР, в которых выстроена СМК образования, — рассматривают ее внедрение как хороший потенциал дальнейшего развития. Сертификационный аудит прошел в системах ГОСТ Р и TUV Rheinland InterCert. Наличие российского и международного сертификатов по ИСО 9001 улучшает как возможность привлечения обучающихся внутри страны, так и международные контакты по обмену, дистанционному обучению», — рассказывает Александр Чернышев.