Для одних людей термины «студенческое самоуправление» и «студенческие инициативы» звучат несколько суховато. А у некоторых и вовсе вызывают отторжение. Но именно в юности не имеет границ чувство, что лично от тебя зависит нечто важное и способное улучшить жизнь. На гуманитарном факультете Томского университета систем управления и радиоэлектроники сегодня разрабатываются социальные проекты, сформулированные самими студентами. Молодые люди увидели проблемы. И взялись их решать сообща.
Безотрывно сидящий у компьютера студент-тусуровец иногда все-таки хочет поесть. Однако вузовская столовая – притча во языцех. Она мало кого удовлетворяла и в советские времена. А сейчас, на фоне изобретательности владельцев различных городских харчевен, и вовсе кажется анахронизмом. Может ли поправить подобную ситуацию само студенчество? В Англии – запросто. Об этом гуманитарный факультет узнал из рассказа доцента кафедры истории и социальной работы (ИСР), к. и. н. Валентины Зиновьевой. Преподаватель, благодаря инновационной программе «Образование», победителем которой два года назад стал ТУСУР, в сентябре проходила стажировку в Кентском университете, где активно действует Студенческий сенат. Он имеет в своем распоряжении небольшой ресторан и сам им управляет, используя доходы для решения проблем студентов. Их томские ровесники загорелись организовать нечто подобное в своем родном вузе. Так родилась тема для группового проекта.
- Система группового проектного обучения в ТУСУРе является одним из доминирующих элементов инновационной программы «Образование», - рассказывает Валентина Ивановна. – Ставка на коллективизм повышает уровень подготовки студентов-методистов в области управления инновациями и учит взаимодействию в коллективе, что для будущих предпринимателей весьма важно.
Инновации – это не только новые технические разработки. Человек – существо общественное. И потому социальная сфера для него не менее актуальна. Умению выделить и предложить способы решения ключевых проблем, касающихся как всего общества, так и отдельных групп, на кафедре истории и социальной работы учат по определенной методике.
По убеждению доцента Валентины Зиновьевой, залог успешной работы заключается в инициативе. Тематика проекта должна быть сформулирована самими студентами. А преподаватель среди студентов – первый среди равных. Его функция – не оказывать на команду давления, а, будучи специалистом, который тоже заинтересован в разработке, вносить свой практический вклад.
Студенты настолько загорелись идеей преобразования обычного общепита в инновационное, соответствующее духу времени кафе, что незаметно пролетают часы, отпущенные по программе. Но им никакого личного времени не жаль, потому что тема затронула интересы и душу.
- Работа ведется в рамках учебного проекта, рассчитанного на четыре семестра, – поясняет «этапы большого пути» Валентина Ивановна. – Первым идет аналитический этап, где определяются проблемы и пути их решения, просчитывается, какие заинтересованные стороны и ресурсы можно привлечь для их реализации. Во втором семестре начинается этап исследования: студенты выходят с готовым проектом и проверяют его на прочность с помощью анкетирования. По результатам опросов вырабатывается конкретная методика, которая затем апробируется на практике. «Непродвигаемые» идеи отфильтровываются. С учетом всех изменений формируется комплект документации по проекту, по которому потом любой человек может работать уже при выходе из стен вуза.
Костяк группы, которая выбрала для своего проекта модернизацию столовой, быстро стал обрастать новыми силами. Сейчас к идее подключились студенты факультета систем управления, которые в скором времени выставят тему на обсуждение на одном из томских сайтов. Когда проект подкрепится реальными мнениями, и будет просчитана вся экономика, инициаторы хотят пойти к ректору, а также найти людей, которые участвуют в разных спонсорских акциях для вуза. Новое поколение в столь юном возрасте прекрасно осознает, что мало воспылать идеей, другое дело – найти для нее инвестиции.
Понятно, что студентам интересно как можно быстрее увидеть результаты столь кропотливого труда. Но одна из полезных сторон группового проектного обучения заключается в том, что люди становятся реалистами. Они учатся уходить от прожектерства. А это крайне важно для предпринимательской сферы, на которую в целом ориентирован ТУСУР.
- Наша цель – подготовка специалистов, имеющих не только знания, соответствующие диплому о высшем образовании, но, главное, способных их применить в практической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, - подчеркивает Валентина Ивановна.
На самом деле, идея группы, проектирующей модернизацию кафе, уже сегодня принимает куда более широкие масштабы. По подобию английского студенческого сената студенты хотят организовать собственный Центр выявления студенческих инициатив и апробаций наиболее значимых из них. Возможно, что в его основу будут положены два других проекта, ведущихся на кафедре истории и социальной работы.
Их тематика не менее актуальна и тоже предложена самими студентами.
Очень трудная задача, за которую взялись студенты гуманитарного факультета, - это сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, по отношению к инвалидам слова в российском обществе расходятся с реальным положением дел. В Томске практически нет пандусов. Подъемник есть только в областном художественном музее. Но старинные здания полностью не перестроить. А в новых зданиях по-прежнему не проектируются расширенные лифты и места общественного пользования. Лишь клуб «Fакел» полностью оборудован таким образом, чтобы человек, передвигающийся на коляске, чувствовал себя комфортно. Именно в «Fакеле» работает некоммерческая общественная организация «ДИВО», с которой плотно сотрудничает гуманитарный факультет ТУСУРа.
В ТУСУРе сейчас обучается 27 человек, имеющих группы инвалидности по разным заболеваниям. Это немного, по сравнению с тем же Кентским университетом, где получают высшее образование примерно 300 человек с ограниченными возможностями. Опыт работы и данные английского центра, отслеживающего процессы эффективности программы, будут использованы в работе группы тусуровских студентов, взявшихся за гуманную тему помощи. Студенты также связались с Челябинским университетом, где довольно давно ведется подобная работа по адаптации.
Группа проектного обучения прошла психологический тренинг, который проводил инвалид по зрению, аспирант психологического факультета ТГУ Максим Шульмин. По этому тренингу студенты собираются работать с целевой группой, которой стали студенты-инвалиды, обучающиеся в ТУСУРе. Вместе с тем задача поставлена гораздо шире. Студенческая инициатива направлена на расширение возможностей для всех инвалидов, которые способны обучаться в вузе. Главная проблема – создание условий. Ведь чтобы «колясочнику» элементарно добраться до деканата, необходимо преодолеть не одну лестницу. Хорошо, если друг донесет на руках…
Групповое проектное обучение предполагает обозначение всех финансовых затрат и привлечение ресурсов. Но главная социальная проблема, которую хотят решать студенты-гуманитарии, заключается в формировании общественного мнения. Для этого организовывается просмотр фильмов с последующим обсуждением. После анкетирования, к сожалению, выяснилось, что кое-кто не хотел бы учиться в группах, где есть студенты-инвалиды. Это ли не последствия равнодушия общества в целом?
Но проблемы адаптации волнуют не только людей с ограниченными возможностями. Старшекурсники хорошо помнят себя юными абитуриентами, впервые шагнувшими обеими ногами на крутые лестницы ТУСУРа. Помнят не только душевный трепет при вручении зачетной книжки, но и боязнь неизвестности. Адаптация первокурсников, их информирование и разработка тренингов, которые предотвращают опасность попадания в аутсайдеры, - вот цель проекта, которым руководит доцент кафедры ИСР ТУСУР, к. и. н. Максим Берсенев.
- К сожалению, мало где учитывается сложное психологическое состояние перехода со школьной скамьи в университетскую среду, - рассказывает Максим Валерьевич. – Поэтому далеко не каждый студент преодолевает себя и потом раскрывает все свои способности. С учетом демографической ситуации общество не имеет права разбрасываться людьми. Наши студенты, которые в этом проекте задействованы, понимают это очень хорошо. А поскольку сами на себе испытали и проблема задела их за живое, то весьма активно включились в работу. Они взяли кураторство над первым курсом. Оно заключается в информировании об особенностях университета. Приезжих студентов знакомят с городом, и, конечно, устраивают всевозможные мероприятия, ориентированные на сближение первокурсников друг с другом.
- В групповом проектном обучении главное - это воспитание студента, который умеет поставить цель, создать некий алгоритм к ее достижению, выделить проблемные места,– подчеркивает Максим Валерьевич. - Этот навык приобретает практическое значение. Опрашивая студентов, я видел, что тот заряд бодрости и веселья, который они получили, курируя первокурсников, только одна сторона дела. Самое главное, что конечный результат рассматривается с точки зрения проектного мышления. Цели, задачи и ресурсы укладываются четко по отношению к задаче любого уровня, к любой жизненной ситуации. Молодые люди учатся, какие задания и кому поручать, как объединять людей, чтобы от каждого получить по максимуму возможностей. Создание комфортных условий для работы – еще одна важная задача любого руководителя. Если нет коллектива, то трудности могут его развалить, а если силы собраны в единый кулак, то все трудности преодолимы. Организация работы – это один из ключевых вопросов, решаемых в ГПО. Кроме того, студенты становятся способны к самооценке. Вначале все горят творческим огнем. Но те, кто проработал над проектом хотя бы год, понимают, что поставленные цели должны соотноситься с имеющимися ресурсами, учитывать различные факторы. Все эти навыки дорогого стоят. Начав с решения близкой проблемы, молодые люди учатся выстраивать собственную модель более эффективного продвижения в жизни.