Анатолий Кобзев, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР):
- В чем суть нашей инновационной программы? Мы хотим создать и внедрить в своем университете такую систему подготовки специалистов, которая обеспечила бы массовую генерацию бизнесменов в сфере высоких технологий. Собственно, мы уже идем по этому пути. Пятьдесят томских наукоемких предприятий созданы и управляются нашими выпускниками. Это известные в Томске фирмы «Элеси», «Томская электронная компания», «Микран»… В рамках реализации нашей программы мы планируем к 2010 году довести это число до 150. И одна из целей программы – опираясь на наших выпускников, сформировать бизнес-окружение университета подобно тому, как это сделано в Оксфорде. Здесь задел уже есть. Еще в 1990 году при нашем вузе был организован первый в СССР технопарк, а позднее – первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор.
Для создания такой системы подготовки организаторов наукоемкого бизнеса надо внести серьезные изменения в организацию учебного процесса. Такие специалисты – это «штучный товар». Поэтому в рамках программы мы намерены модифицировать традиционную поточно-групповую технологию обучения. Учебная траектория каждого студента будет индивидуальной. Вместе с тем эти индивидуальные траектории сложным образом пересекутся в групповых творческих проектах. В результате в процессе обучения начнут формироваться целые команды предпринимателей. То есть наш инновационный университет будет выпускать не просто специалистов, а практически готовые коллективы наукоемких фирм.
Такой подход к подготовке специалистов позволяет активизировать процесс обучения. Как и то, что до 30 процентов некоторых курсов студенты будут осваивать самостоятельно, используя технологии дистанционного образования. Это стало возможным благодаря практически стопроцентной компьютеризации вуза. В диспетчерском центре ТУСУРа зарегистрировано более 11 тысяч компьютеров.
Уже с сентября этого года мы начинаем внедрять технологию группового проектного обучения на всех факультетах. Это очень трудоемкая задача. Прежде всего она требует подготовки научных руководителей, готовых сформулировать задачу и руководить проектами. Да и свобода выбора дисциплин, которую получают студенты, - тоже своего рода вызов преподавателям. Таким образом, повышение их квалификации – один из важных пунктов программы.
Часть полученных средств пойдет на приобретение оборудования. И тут можно потратить гораздо большую сумму, чем заявлено в программе. Предусмотрена также закупка лицензионного программного обеспечения.
Программа предусматривает модернизацию аудиторного фонда. Тут стоит вспомнить, что в начале «перестройки» самого ТУСУРа в оснащении и ремонте зданий университета очень помогли те самые предприниматели, которые когда-то здесь учились. Так что государству вся эта программа более чем выгодна. Вложить сегодня в становление будущего предпринимателя – получить завтра серьезную опору всем государственным делам.