Студия - что надо. Здесь снимают и монтируют, переозвучивают и выдают в эфир... Профессиональная телевизионная студия, одним словом, - как-никак 16 каналов. Отсюда вещает ТВ-ТУСУР, здесь же записывают и тиражируют лекции.
Однако обо всем по порядку.
История информатизации ТУСУР насчитывает уже 17 лет. В 1991 году одним из первых в регионе вуз поставил задачу войти в мировую Сеть. Добиться этого тогда было совсем не просто. Преподавателям вуза пришлось преодолевать технические трудности, наводить информационные мосты, “плести” сети. Наконец, через Барнаул вышли на Москву и за 30 минут стали обмениваться электронной почтой с коллегами из столицы и других городов. Их (коллег) было так мало в то время, что они знали друг друга по именам. В общем, прорыв состоялся - вуз вышел из изоляции.
Дальше - больше. Локальные сети постепенно разрастались. ТУСУР установил контакты с зарубежными вузами (одним из них стал университет в Ричмонде, США) - это помогло организовать обмен преподавателями и студентами. Расширялось и внутривузовское информационное пространство.
Оптоволокно связало университетские корпуса. Росло число электронных баз данных, включавших библиотечные каталоги, электронные версии пособий, монографий, учебников и т.д.
Сегодня (спасибо информационным технологиям) студент с ноутбуком, подключенным к местной сети, переходит из корпуса в корпус и остается на связи. Он слышит (пользуясь компьютером как телефоном), видит (благодаря видеосвязи) и входит в самые разные базы данных, даже участвует в видеоконференциях, “присутствуя”, скажем, на защите дипломов и диссертаций. У него весь мир как на ладони.
При групповом проектном обучении студентам для работы вовсе не обязательно собираться вместе. В режиме телеконференции они общаются друг с другом, а также со своими преподавателями, находящимися, например, в учебных корпусах, библиотеке или бизнес-инкубаторе, и консультантами из наукоемких фирм. Таковы возможности самых передовых информационных технологий. ТУСУР освоил их едва ли не первым в регионе. Сложно ли было этого достичь?
- Не в том даже дело, сложно или легко, - говорит начальник Центра ТУСУР-ТЕЛЕКОМ Виктор ЛАНКИН. - Главное, перспективно. Мы связали в одно целое телекоммуникационные технологии, так что разнообразные услуги, например телефон и видео, подключенные к Интернету, стали доступны всем нашим пользователям. Это суперсовременная универсальная система доставки информации.
Но и это еще не все. Используя мультимедийные средства, ТУСУР усовершенствовал систему преподавания. Педагог теперь вначале идет в вузовскую студию, где записывает лекцию, а затем уже направляется в аудиторию к студентам.
- Не представляю, как можно воспитать творчески мыслящего молодого человека, если лекции он пишет под диктовку, - говорит проректор по информатизации ТУСУР, профессор Юрий ЕХЛАКОВ. - Ведь студент далеко не всегда успевает ухватить суть лекции, главное, успеть автоматически ее записать. Мы отказались от старой системы. Теперь лекции в прямом смысле пишутся в студии, их выкладывают в сеть, транслируют по расписанию, записывают на диски и раздают студентам (естественно, бесплатно) - возможностей, как видите, масса. Студенты теперь самостоятельно прорабатывают материал, причем делают это в удобное для них время. Смотрят и слушают отдельные фрагменты лекций сколь угодно долго.
Конечно, общение преподавателей со студентами продолжается. Но сегодня студент приходит в аудиторию подготовленным, да и преподаватель избавлен от рутины. У него есть возможность обсудить и прокомментировать материал, обратив внимание студентов на ключевые моменты, ответить на их вопросы. Это живое общение, совсем другое качество обучения. Меняется характер лекций, возможности их расширяются. Скажем, по отдельным предметам в них могут быть включены интервью, выступления и комментарии ученых, специалистов, чиновников. Очень помогут телелекции при дистанционном образовании.
Благодаря инициативе, поиску, стремлению двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом ТУСУР вошел в первую пятерку технических вузов страны по уровню развития информационных технологий.