Вуз, учеба… наукоемкая фирма
По Болонскому соглашению, к 1 сентября 2009 года все вузы страны должны будут перейти на двухуровневое обучение.
Без изменений в системе образования остаются только два направления – медицинское и касающееся защиты безопасности страны. Все остальные обязаны будут выпускать бакалавров и магистров. Время острых дискуссий, нужно это России или нет, уже прошло. Сегодня решается главный вопрос: как ради преобразований не уронить планку классического российского образования?
Ставка – на индивидуальное обучение
Методам обучения в новых условиях была посвящена научно-методическая конференция «Современное образование: вызовам времени – новые подходы». Томский университет систем управления и радиоэлектроники проводит ее далеко не впервые. Сначала конференция носила внутриуниверситетский характер. А теперь доклады присылаются практически со всей страны. Международный статус конференции подчеркивает актуальность проблем, с которыми, в связи с подписанием Болонского соглашения, столкнулось университетское сообщество.
Тусуровская конференция привлекла особое внимание еще и потому, что перед техническими вузами также стоит задача наладить выпуск инновационно мыслящих инженеров, способных поднять экономику страны. Инженер новой формации должен быть рыночно ориентированным. И у участников конференции большой интерес вызвала ставка ТУСУРа на развитие индивидуализации обучения и системы группового проектного обучения с последующим выходом на создание наукоемкой фирмы.
Вводимая система зачетных единиц предполагает, что и студент, и преподаватель сегодня должен встроить в общую видоизменяющуюся систему свою собственную траекторию. В ТУСУРе на двух факультетах уже существует опыт разбиения читаемых дисциплин на три категории. Часть из них читается для всего курса. Другие предметы тоже обязательны, но время их освоения студент выбирает самостоятельно. К третьей категории относятся те курсы, которые он считает нужными лично для его будущей профессии. Вариативность – это то новое, что сегодня уже существует в ТУСУРе, и его наработки, конечно, были чрезвычайно интересны для всех участников конференции. Гости из других городов, в свою очередь, делились собственными наработками в подобной системе. А реальная активизация студенческой инициативы отразилась в участии их на самой конференции. Так, на гуманитарной секции, например, было отмечен доклад двух студентов ТУСУРа с отражающим их жизненную позицию названием «Зажечь огонь знаний».
Нужны новые технологии
Отдельная секция была посвящена организации самостоятельной работы студентов, на которую сегодня делается гораздо больший упор, чем ранее. Это потребовало новых технологий. Только частью из них можно назвать дидактический навигатор, позволяющий решить задачу системности на всем пространстве инженерной подготовки. Были озвучены методы, активизирующие деловой азарт. Тестирование, виртуальные лабораторные работы, электронные обучающе-контролирующие учебники и многие другие пособия показывают, что профессорско-преподавательский состав обновляет свои методики.
Большое внимание было уделено информационным технологиям в обучении. Разбираемые вопросы узкоспециальны, но это оказалась одна из самых многочисленных секций. А вот по дистанционному образованию было прислано немало докладов, в которых преподаватели анализировали требования к системе дистанционного обучения, решали организационно-правовые вопросы, делились методологическими основами. Однако приехать большинство в Томск не смогло, а проведение видеоконференции оказалось невозможным. Томск в целом и ТУСУР, в частности, оснащены великолепными возможностями для передачи информации в он-лайн, но далеко не все города России обладают подобной техникой и сетями.
Гости вообще отметили высокий уровень оснащенности принимающего вуза. Они интересовались оборудованием для выступлений, имеющимся в ТУСУРе, в том числе, благодаря только что завершившейся федеральной инновационной программе. В самом же ТУСУРе для преподавателей привычным стало использование в докладах мультимедийных презентаций, которыми, в частности, сопровождались все доклады секции по совершенствованию языковой подготовки специалистов.
Проблем по-прежнему немало
В целом конференция отразила, что, несмотря на активность и желание двигаться вперед, у российской высшей школы существует немало проблем. В первую очередь, это по-прежнему отсутствие должного финансирования. В связи с переходом на многоуровневую систему, возрастает вариативность курсов, большое количество создаваемых программ и учебных пособий к ним, но нагрузка на преподавателя увеличивается кратно. А уровень зарплаты остается прежним.
Есть проблемы и по внедрению балльной системы, определяющей знания студента, которые он должен набирать в течение семестра. При этом, отметили выступающие, снижается роль экзамена. Поставленный вопрос вызвал острую дискуссию, которая показала, что необходимую модернизацию образовательных технологий и новых методов обучения следует проводить поэтапно. Кроме того, каждому нововведению нужен четкий анализ, в том числе и гуманитарная экспертиза.