Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР – генератор наукоемкого бизнеса

05 апреля 2007
Накануне начала нового учебного года 30 сентября состоялась видеконференция с министром образования РФ Андреем Фурсенко.

Накануне начала нового учебного года 30 сентября состоялась видеконференция с министром образования РФ Андреем Фурсенко. В разговоре на тему «Приоритетный национальный проект «Образование» в системе развития региона» участвовали области, добившиеся позитивных результатов и хорошей динамики в реализации проекта: Владивосток, Челябинск, Пермь, Астрахань, Калининград, Ярославль, Москва и конечно Томск. Виктор Кресс, губернатор Томской области, с удовольствием рассказал министру об успехах двух томских вузов (ТГУ и ТУСУРа), ставших победителями конкурса по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Владислав Зинченко, заместитель главы администрации области по научно-технической и инновационной политике и образованию отметил, что, судя по всему, проекты наших вузов понравились именно своей реалистичностью, практической направленностью, а ведь очень сильных конкурентов насчитывалось аж 197!

Проект ТУСУРа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса» вызвал много споров, обсуждений и восхищений. В тусуровском проекте ставка сделана на будущее, на молодых и талантливых, неравнодушных специалистов, которые на сегодняшний момент учатся в университете. В ТУСУРе начали с самой системы подготовки инженеров, поставив перед собой задачу выпускать не просто хороших инженеров и специалистов, а еще и предпринимателей, способных организовать собственное дело на основе своих научных разработок.

Первого сентября на встрече с первокурсниками Анатолий Кобзев, ректор ТУСУРа искренне позавидовал нынешним студентам - ведь у них есть возможность стать не просто хорошими специалистами, но и организаторами инновационных предприятий. Для поддержки начинающих предпринимателей инновационного бизнеса еще в 2004 году в ТУСУРе был открыт студенческий бизнес-инкубатор. Победа в конкурсе означает не только признание тусурвской идеи на российском уровне, но и серьезную финансовую поддержку этих идей - вуз получил дополнительные средства на развитие инновационных программ, на практическую реализацию проекта. Средства пойдут на научное и лабораторное оборудование, программное и методическое обеспечение, на повышение квалификации преподавательского состава.

Кстати, почувствовали это даже первокурсники: в день знаний в ТУСУРе торжественно открыли две современные аудитории, оборудованные по последнему слову техники. Учебные залы оснащены мультимедийными средствами, необходимыми для ведения занятий. Аудиосистемы позволяют студенту, сидящему в конце аудитории, слышать преподавателя так же хорошо, как и тому, кто занимает первую парту. В аудитории установлены проектор, экран, компьютер. Это оборудование позволит преподавателю вести занятия в режиме мультимедийной презентации. Как минимум, одна вечная проблема студента, не успевающего записывать за преподавателем, будет решена, ведь основные тезисы лекции будут выведены на экран.

Если же говорить о сути учебного процесса, то нынче в ТУСУРе еще больше студентов будут вовлечены в групповое проектное обучение. Групповое проектное обучение в порядке эксперимента два года уже велось на радиотехническом факультете, а сейчас его ввели на всех факультетах, правда, пока не для всех. С этого учебного года 30 процентов третьекурсников перейдут на эту форму обучения, в дальнейшем так будет обучаться половина всех тусуровских студентов.

В чем суть группового проектного обучения? К третьему курсу из студентов формируют небольшие группы (до восьми человек). Каждый такой мини-коллектив совместно с руководителем формулирует тему проекта. Дальнейшее обучение строится вокруг этого проекта, а студенты переходят на индивидуальный план обучения.

- У ТУСУРа есть определенные свободы в учебном плане. Касаются они дисциплин регионально-вузовской компоненты, факультативов, дисциплин специализации, - рассказывает Михаил Решетников, проректор по учебной работе. - Студент сам теперь может формировать траекторию своего обучения, выбирая наиболее предпочтительные для него предметы для работы над проектом. Понятно, что роль преподавателя, тьютора или организатора этой проектной деятельности важна: он хорошо знает и учебный план, и в тематику проекта, чтобы руководить.

Эти планы становятся темой дипломных работ, а защита проходит по реальному проекту.

Лучшие студенческие проекты будут участвовать в конкурсе для размещения в студенческом бизнес-инкубаторе. У победителей появится возможность работать два года на льготных условиях в бизнес-инкубаторе над его реализацией.

- Возможно, что именно ваш проект будет доведен до коммерческого интереса, а ваша группа, являющаяся владельцем этого проекта, может его продать, - удивляет первокурсников и зажигает старшекурсников ректор. – А может быть, в будущем эта группа создаст свое собственное предприятие, начнет работать уже над производством продукции. У вас есть все шансы стать успешными и востребованными специалистами!

Как отметил на видеоконференции губернатор, по-хорошему, бизнес-инкубаторы должны бы появиться во всех томских вузах, ведь связь вузов с производством должна только крепнуть год от года. Потеряв распространенную в советские времена систему распределения, мы утратили контроль над обеспечением производства необходимыми кадрами.

- Мы бы хотели, чтобы появлялись новые и новые цепочки вуз-молодой специалист-производство, - поддержал губернатора Владислав Зинченко.

- У ТУСУРа в этом отношении далеко идущие планы – говорит Михаил Решетников, - было бы замечательно, если бы существовал не только студенческий бизнес-инкубатор, но и взрослый, где могли бы раскрутиться представители малого и среднего бизнеса, выросшие из студенческого бизнес-инкубатора, а потом подавали бы заявки в технико-внедренческую зону.

Кстати, у ТУСУРа прочные и давние связи со многими томскими предприятиями, организациями, фирмами (как правило, во многих из них работают выпускники этого вуза). Хотя здесь не скрывают, что крайне заинтересованы в сотрудничестве и с новым наукоемкими фирмами, способными «вести тему» вместе со студентами. В будущем, говорят в ТУСУРе, количество таких фирм-сотрудников дойдет до 200!

К слову, помогать ТУСУРу в реализации далеко идущих инновационных планов можно и советом, и делом, и средствами. Далеко за примерами ходить не надо: Томская электронная компания и «МИКРАН» предлагают студенческим группам темы для разработки, с удовольствием берут студентов на практику, помогают с оборудованием. А к первому сентября открыть новые аудитории стало возможным благодаря спонсорской помощи выпускников ТУСУРа.

- Рано или поздно инновационно-активным станет каждый выпускник ТУСУРа, даже если он не пойдет в предприниматели. Наши молодые специалисты смогут работать на наукоемком производстве, будут готовы к реализации инновационных проектов! – заверил Анатолий Кобзев.

Первокурсники ему поверили на слово. А старшекурсники в этом уже крепко убеждены.

Яковлева И.
Komsomolskaya pravda v tomske
НАВЕРХ