Инновационный курс, взятый за основу развития российского общества, немыслим, в первую очередь, без кадров, способных его продвигать. Выработанная Томским университетом систем управления и радиоэлектроники технология подготовки будущих предпринимателей наукоемкого бизнеса, создает все возможное для выявления «звездочек», способных организовать свое предприятие, и дает старт самым инициативным и творческим молодым людям. Звезды зажигаются. И это нужно, в первую очередь, самому обществу. Ведь от степени мобильности вовлечения молодежи в инновационную экономику зависит будущее страны уже через десять-пятнадцать лет.
80 процентов томских фирм, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, создано именно выпускниками ТУСУРа. Этот вуз стал пионером в России, открыв студенческий бизнес-инкубатор. В числе первых семнадцати университетов страны он выиграл федеральный конкурс инновационных проектов. Средства, поступившие в результате этой убедительной победы, позволили создать несколько десятков межкафедральных и межфакультетских лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием, цепь студенческих конструкторских бюро, классов. Появилась серьезная основа для раскручивания новаторской образовательной технологии – группового проектного обучения. Эта форма работы, старт которой был дан сравнительно недавно, уже приносит свои плоды. Одним из заметных критериев оценки деятельности направления, в котором движется университет, без сомнения, является победа университетских «умников» в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере ("Фонда Бортника").
Прибор Р4-И-01, векторный импульсный измеритель характеристики цепей, может определить, не подключен ли в офисе «жучок» для подслушивания или не залез ли в сеть воришка чужого Интернета. Этот прибор позволяет решать задачи измерения характеристик цепей при диагностике любых кабельных систем: от ЖКХ до нефтепроводов.
– С его помощью можно измерять частотные характеристики цепей, производить диагностику параметров телекоммуникационных сетей, во временной области определять характеристику нелинейности, причем дистанционно, - поясняет суть научной разработки один из ее авторов - аспирант Антон Лощилов.
Над созданием измерителя работает целая группа студентов, аспирантов и молодых инженеров, который объединил вокруг себя их научный руководитель, к.т.н., доцент кафедры РЗИ ТУСУР Эдуард Валерьевич Семенов. Идея создания векторно-импульсного измерителя впервые была финансово поддержана три года назад грантом Администрации Томской области. Спустя всего полтора года был создан готовый образец прибора, в котором, по сути, их содержится сразу три.
– Мы получили диплом на выставке «Global Education», где я представлял прибор, как продукт системы группового проектного обучения, - говорит Антон Лощилов. – А довести идею до мелкосерийного производства мы смогли, потому что вуз предоставил для этого все условия. Наша группа работает в рамках лаборатории гибридных интегральных схем (ГИС). Она оснащена всем необходимым измерительным и технологическим оборудованием для проектирования и прототипного изготовления узлов измерительных устройств. А наличие межфакультетской учебно-научной лаборатории технологии печатных плат ТУСУРа позволяет ускорить процесс доведения разработки до опытного образца.
Производство деталей прибора налажено на профильных предприятиях. В ТУСУРе осуществляется разработка, сборка, наполнение программным продуктом и выходной контроль. Заказы на измерители приходят со всего Сибирского региона, первые заявки начали поступать и из центральной части России. Они заинтересовали не только производственников, но и образовательные учреждения. Российские вузы мотивированы на приобретение недорогой новейшей измерительной аппаратуры: ведь студентов нужно учить не только по книжкам.
Проект Антона Лощилова в программе «У.М.Н.И.К» стал одним из победителей номинации «За научные результаты, обладающие существенной новизной и среднесрочной перспективой их коммерциализации». Финансовая поддержка Фонда Бортника позволит совершенствовать и развивать узлы прибора.
Удивительное дело, но средства на развитие получило сразу несколько членов этого интеллектуального коллектива. Младший брат Антона – Илья Лощилов, студент-пятикурсник, взял на себя решение задачи автоматизации процесса проектирования. Он создает программную систему, которая позволит сократить время инженера. Когда она будет доведена до логического завершения, время разработки устройства может быть сокращено с нескольких недель до нескольких часов. Использование аппарата естественного отбора и эволюции позволит машине самой найти решение. А у человека останется время на решение более интеллектуальных задач. В основу механизма оптимизации, который ищет Илья Лощилов, положены принципы естественного отбора выдвинутые в конце XIX века Ч. Дарвином. В XXI веке компьютерное моделирование позволяет описать любой, в том числе неодушевленный, предмет набором параметров (генов) и запустить процесс эволюции среди ему подобных. Это сравнительно новое в науке направление разрабатывается студентом в студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУРа и также было поддержано Фондом Бортника. Еще один выпускник ТУСУРа и кандидат в аспиранты Павлов Артем выиграл грант и стал «умником» за разработку измерительного прибора, который называется “Генератор сигналов произвольной формы”. Данный прибор до определенного времени являлся исключительно составной частью векторного импульсного измерителя. Однако Артем предложил не останавливаться на этом и создать самостоятельный измерительный прибор, уже сегодня имеющий техническое превосходство над аналогами.
Вообще, идею создания импульсного измерителя можно было бы даже назвать магическим притяжением финансов. Но маги и экстрасенсы тут не причем. Просто работа в группе единомышленников дает свои плоды, и каждый из которых вносит в проект свои идеи.
Всего в ТУСУРе таких групп создано около двухсот.
В 2007 году Томский университет систем управления и радиоэлектроники насчитал 18 победителей программы «У.М.Н.И.К.». Через год, по предварительным подсчетам, число их, удвоится. Эта цифра реальна. Вся система группового проектного обучения строится в Томском университете систем управления и радиоэлектроники именно для того, чтобы выявлять людей, способных рождать творческие идеи, сплачивать вокруг нее соратников, учиться организаторским навыкам и работе в коллективе.
- Конечной целью программы «У.М.Н.И.К» является создание инновационного предприятия, нацеленного на выпуск продукции, - говорит заместитель проректора по научной работе Николай Дмитриевич Малютин. - Тусуровские проекты имеют особенность – исследовательская часть идет параллельно с проектированием, макетированием, испытанием. Поэтому уже на первой стадии четко прослеживается возможность реализации.
Налажена здесь и сама система работы с самыми яркими представителями молодого поколения, способного продвигать свои перспективные идеи. Научно-исследовательской работой студентов руководит Елена Анатольевна Куташова. Кроме того, ТУСУР работает в плотном контакте с представительством фонда Бортника. Официальным представителем Фонда по Томской области является Казьмин Григорий Павлович (председатель комитета по инновационной деятельности Администрации г. Томска). Благодаря тесному сотрудничеству и своевременной информационной поддержке, члены молодых научных коллективов имеют возможность посещать различные форумы и тренинг-семинары, послушать участников других программ Фонда, поделиться собственным опытом, а также получить консультации по всем интересующим их вопросам.
Своим примером те, кто уже получил финансовую поддержку от Фонда Бортника, демонстрируют, что сегодня научные замыслы могут быть реально подкреплены немалыми ресурсами. А 200 тысяч в год – вполне весомая сумма.
Практика показывает, что, закончив вуз, молодые люди какое-то время еще продолжают трудиться на его благо. Но в конечном итоге многие из них станут центрами будущих наукоемких компаний, которые сегодня так необходимы России, которые создадут питательную среду технико-внедренческим зонам. И, как выпускники ТУСУРа старшего поколения, создавшие крупнейшие наукоемкие фирмы, будут уже своим примером заражать новых студентов, стремящихся к той самостоятельности, без которой у великой страны не может быть будущего.