1 февраля ТУСУР встречал гостей: в этот день начала работу международная научно-методическая конференция «Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России». Подобные конференции, посвященные самым актуальным аспектам развития российской высшей школы, проводятся здесь ежегодно.
В этом году в центре внимания участников конференции оказался процесс подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса и специалистов для «экономики знаний», разработка и внедрение различных методов активного обучения, использование современных инновационных технологий в образовании, в том числе проектно-ориентированных и дистанционных.
ТУСУРом накоплен уникальный методический и практический опыт работы по данным направлениям, который привлек особый интерес коллег, приехавших на конференцию из 30 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2006 году ТУСУР вошел в число 17 (из 200 участников!) победителей всероссийского конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Программа ТУСУРа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающих генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса» была признана одной из лучших, на ее реализацию из средств федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование» было выделено около 600 миллионов рублей.
О положениях программы, первых ее шагах на открытии конференции рассказал Анатолий Кобзев, ректор ТУСУРа:
- Во всех ведущих странах мира рост экономики обеспечивается за счет вывода на рынок инновационной продукции. Роль малых предприятий, доводящих новые технологии до промышленного использования, стремительно растет. Нет сомнений, что развитие и российской экономики возможно лишь при ее переходе к «экономике знаний», ограничении зависимости от сырьевого экспорта. Поэтому одной из приоритетных государственных задач на ближайшие годы должна стать генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. Потенциал образования призван стать движущей силой этого процесса, а университеты - главными его центрами, питательной средой для инновационного развития своих территорий. Цель нашей программы - активизация инновационной деятельности студентов ТУСУРа, подготовка специалистов, способных инициировать и реализовывать инновационные проекты на любом производстве. Для этого нужна принципиально иная организация всего учебного процесса в вузе, направленная на индивидуализацию образовательной траектории студента, создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность работы над реальными проектами. С этой целью при ТУСУРе был создан первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, рассчитанный на 220 рабочих мест, на его базе открыто представительство томской ТВЗ. Но главным элементом реализации программы является групповое проектное обучение (ГПО). Своим опытом в данном направлении мы хотим поделиться с вами.
Технология ГПО была разработана в ТУСУРе и реализовывалась в качестве факультативного эксперимента на радиотехническом факультете в 2004-2006 годах. Эксперимент показал жизнеспособность идеи и необходимость ее осуществления в рамках всего вуза. Целью ГПО является параллельное с теоретической подготовкой практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки инновационных проектов, ориентированных на коммерческое использование. Начальным этапом ГПО является поиск инновационных идей и предложений, затем под них формируется группа из 3-7 человек (сейчас в ТУСУРе создано более двухсот таких групп из студентов 3-4-го курсов), которая последовательно, под кураторством своего преподавателя проходит все стадии опытно-конструкторской разработки. Руководителя своей группы ребята выбирают сами. Для выполнения проектов на каждой кафедре организованы специальные лаборатории ГПО, оснащенные вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием. Студенты имеют возможность замены учебных курсов в пользу необходимых им в рамках работы над «своим проектом», тем самым выстраивается индивидуальная, а не типовая траектория обучения. Они учатся работе в команде, имеют возможность проявить свои организационные и лидерские качества, попробовать себя и в сугубо «инженерной» работе, и в деятельности по управлению проектами. По замыслу авторов, к окончанию вуза студенты подходят с готовым бизнес-проектом, который могут реализовать при содействии университета в рамках бизнес-инкубатора либо предложить разработку, уже апробированную в лаборатории, действующей компании. Для обеспечения процесса ГПО в ТУСУРе создается уникальный информационный портал, о котором на пленарном заседании рассказал Юрий Ехлаков, проректор по информатизации ТУСУРа:
- Информационный портал поддержки ГПО является необходимым системообразующим элементом, обеспечивающим «единую точку доступа» всем участникам процесса ко множеству необходимых информационных ресурсов и сервисов. Его основные задачи: поддержка новых образовательных междисциплинарных взаимодействий: студент - студент, студент - преподаватель, группа студентов - преподаватель; обеспечение ГПО комплексным учебно-методическим материалом, в том числе нормативно-правовой документацией по проблемам наукоемкого бизнеса, российскими и зарубежными стандартами по вопросам создания наукоемкой продукции; мониторинг индивидуальных образовательных траекторий студентов посредством интеграции с существующей распределенной информационной системой ТУСУРа. Наша мультисервисная сеть позволит управлять проектами на каждой из стадии реализации.
Из 11 секций конференции одной из самых многочисленных по числу участников и сделанных докладов оказалась секция, посвященная инновационным процессам в преподавании гуманитарных дисциплин. В ее работе приняли участие 25 человек, в том числе гости из Харькова, Омска, Перми, Красноярска. Руководила секцией Татьяна Суслова, декан гуманитарного факультета ТУСУРа.
- Постоянно растущий интерес к вопросам гуманитарного образования не случаен, – убеждена Татьяна Ивановна. - Определяющим фактором востребованности специалиста на рынке являются сегодня не только его профессиональные знания, но и личностные качества, компетентность. Современный выпускник вуза должен быть заряжен на прорыв, на создание нового, которое надо уметь предъявить, узаконить, продвинуть на рынок или даже создать рынок сбыта для своей продукции. В этой связи крайне необходимо широкомасштабное включение в учебный процесс современных методик по формированию коммуникативной и информационной компетентности, личностного самоопределения, использование активных форм обучения студентов, направленных на стимулирование их креативности, инициативности, творческого начала. Со стороны студентов заинтересованность в этом очевидна, и мы должны им помочь научиться руководить, ставить задачи и добиваться их выполнения, работать в команде, разрешать конфликты, вести деловые переговоры. Мы убеждены в том, что успешная реализация концепции ГПО, направленная на генерацию предпринимателей наукоемкого бизнеса, просто невозможна без усиления гуманитарной составляющей образования.
За два дня работы было заслушано более 60 докладов и сообщений по научной, методической, практической проблематике развития инновационных технологий в российском образовании, проведен ряд интересных мастер-классов. По итогам конференции были приняты практические рекомендации, адресованные Министерству образования и науки РФ, руководству ведущих российских вузов. Участники отметили практическую ценность, высокий уровень организации конференции, выразили благодарность ректорату университета за возможность обмена опытом и мнениями по актуальным проблемам высшей школы России.
- Мне достаточно часто приходится бывать на различных конгрессах и научных конференциях, поэтому могу с уверенностью сказать, что лишь немногие из них дают такую пищу для ума, возможность познакомиться с уникальным опытом коллег, рассказать им о своей работе, как конференции, проходящие ежегодно в ТУСУРе. Я побывала здесь уже дважды и обязательно постараюсь приехать в следующем году со своими новыми идеями и наработками, - поделилась с «ТН» своими впечатлениями Светлана Томилова, преподаватель СибГТУ (Красноярск).