Будущее за инновациями – идет ли речь об экономике, технике или образовании. Именно этот путь развития выбрал Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Уже несколько лет на базе вуза успешно работают современные образовательные программы. Создан УНИК ТУСУР – учебно-научный инновационный комплекс – уникальная структура, объединившая научное сообщество и бизнес-окружение. Теперь задача университета сохранить свой высокий престиж и возможности. И сегодня ТУСУР готовится войти в кластер национальных исследовательских университетов, как и многие ведущие вузы страны.
- Одна из целей российского образования – войти в число ведущих мировых вузов. А для этого необходимо сформировать центры инновационного научного – исследовательского типа, - пояснил проректор ТУСУР по учебной работе Лев Боков. – Первым шагом на этом пути стало создание федеральных университетов, таких как СФУ в Красноярске. Следующий этап – создание целого кластера национальных исследовательских университетов. Пока в этом качестве обозначены только Московский институт стали и сплавов и Московский инженерно-физический институт. Но все ведущие вузы страны стремятся попасть в кластер. И Томск, с его серьезной учебной, научной и исследовательской базой, конечно же, не претендует на то, чтобы такие университеты появились и у нас.
Стоит отметить, что для этого есть все основания. Томские вузы всегда имели отличную репутацию. А ТГУ, ТУСУР и ТПУ недавно стали победителями инновационного конкурса в рамках нацпроекта «Образование». ТУСУР оказался в десятке среди вузов страны в 2006-2007 году, и сейчас продолжает активно работать над подкреплением этого статуса.
- Первое, что нас отличает – УНИК ТУСУР – целый комплекс, в который включен университет, - отметил Лев Алексеевич. – В центре этой структуры находится сам ТУСУР, вокруг – бизнес-окружение. Как правило, это предприятия, созданные нашими выпускниками и активно сотрудничающие с вузом. Очень многие из фирм образуют так называемые «диполи»: часть предприятия находится в ТУСУРе, часть – вне вуза. Например, НИИ Электрической связи и крупная научно-производственная фирма «Микран». И таких успешно работающих «диполей» у нас более десятка. Надо сказать, что 80% всей наукоемкой продукции, производящейся в области, изготавливается фирмами, возглавляемыми нашими выпускниками. И это очень здорово!
Такая «двойственная» структура эффективна и взаимовыгодна. Профессура ТУСУРа привлекается в эти компании в качестве членов правления или ведущих специалистов. Кроме того, это отличная научно-производственная база для университетских исследований и студенческих практик. С другой стороны, высокотехнологичные фирмы нуждаются в квалифицированных специалистах, которых специально для них и готовит ТУСУР. Так научное и бизнес-сообщества «подпитывают» друг друга.
В современных условиях нельзя оставаться просто вузом, выпускающим специалистов в «свободное плавание», считают в ТУСУРе.
Цель инновационной образовательной программы университета систем управления и радиоэлектроники – подготовка новой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. Причем такая, чтобы еще в студенческой среде возникали группы, которые могли бы в дальнейшем вести самостоятельные дела, образовывать фирмы, сотрудничать с университетом уже после его окончания… Словом, уверено выходить в современный рынок. Для этого в ТУСУРе был создан бизнес-инкубатор, где «неоперившимся» студенческим идеям помогают вырасти в серьезные коммерческие проекты.
Попасть в инкубатор можно с третьего курса. Сначала студентам объясняют, как коммерциализировать свои предложения, как подготовить заявку на грант и выиграть в конкурсе, чтобы организовать финансирование. Затем, в течение года они могут бесплатно работать в инкубаторе, не платя за аренду офиса и другие услуги. Так создается стартовый этап.
Более того, чтобы обеспечить волну наукоемкого бизнеса изменили и технологию подготовки специалистов. Новую жизнь здесь получило групповое проектное обучение:
- Этот метод ранее уже внедрялся, но в другом ключе, как правило, для получения какого-то учебного продукта, - рассказал Лев Боков. – Мы же, за время инновационной образовательной программы создали более 1000 рабочих мест и около 30 лабораторий группового проектного обучения, полностью оснащенных всем необходимым для работы. И сейчас группа студентов может самостоятельно осуществить всю технологию производства любого радиоэлектронного устройства: начиная с его расчета и компьютерного проектирования до монтажа, необходимых испытаний, измерений… Все это можно сделать внутри университета на самой современной информационно-технологической базе. Инновационная образовательная программа способствовала созданию необходимой материальной основы.
И вот в ТУСУРе уже около 350 групп проектного обучения, в которых заняты 1200 студентов. Причем, среди них не только «технари», но и юристы, экономисты, социологи. Главное – сформировать жизнеспособные группы, которые не распадутся, смогут успешно работать и за университетскими стенами. Сейчас технология группового проектного обучения развита университетом настолько, что легко внедряется в любой учебный процесс – была бы достаточная техническая база. А опыт и технологии ТУСУРа перенимают и другие вузы.
Бизнес-инкубатор ТУСУРа никогда не пустует: конкурс – два проекта на место. Темы актуальных работ задают и сами студенты, и их научные руководители, и бизнес-окружение ТУСУРа. А то, что будущее за инновационной экономикой, экономикой знаний подтверждается мировой ситуацией.
И развитие инновационных программ дает уверенность, что ТУСУР окажется если не в кластере национальных исследовательских университетов, то уж точно – в числе самых перспективных и современных вузов.