Студенты вуза смогут учиться в Ирландии
В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» впервые в России прошел конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Общий бюджет конкурса составил 10 миллиардов рублей.
Эти средства распределены между победителями.
ТУСУР в материально-техническом отношении оснащен неплохо - стоимость основных фондов составляет около 250 миллионов рублей, а по обеспеченности компьютерами на одного студента находится на уровне лучших мировых вузов. Победа в конкурсе позволила университету эту базу в 2006 году практически удвоить. Об индивидуальном пути развития Томского университета систем управления и радиоэлектроники - разговор с проректором по научной работе ТУСУРа Николаем Ремпе.
- Особый путь нашего вуза - путь, который, думаю, и позволил нам выиграть грант – инновационный. ТУСУР предложил развивать не только материальную базу, но и изменить для части студентов технологию обучения. Проект вуза так и назывался: «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой, массовой, волны предпринимателей наукоемкого бизнеса». В основу этой системы положено так называемое групповое проектное обучение. Для выполнения проектов на каждой кафедре созданы специальные лаборатории, а также участки общего пользования, оснащенные вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием – начал беседу Николай Гербертович.
- Кроме этого, одним из приоритетных направлений для университета на сегодняшний день является развитие международных отношений. Если говорить о глобальных целях международного сотрудничества, то они простые – это интеграция с мировым научно-образовательным сообществом. Такие цели ставятся во всех университетах, здесь мы не оригинальны. Сюда входит создание международных научных и образовательных центров, работа по обмену, причем не только студентами. В этом году благодаря гранту мы получили большие средства на стажировки и повышение квалификации. Появилась возможность приглашать иностранных специалистов к нам, и в свою очередь практически каждая кафедра, каждое подразделение университета имеет возможность отправлять на учебу своих сотрудников и преподавателей в зарубежные вузы, - продолжил Николай Ремпе.
Обмен студентами чаще всего производится по принципу взаимного обмена. Это выгодно всем – ни одной из сторон не приходится платить за обучение. Стоит отметить, что на Западе, как и раньше, получение высшего образования остается дорогим удовольствием. Например, в Дублине год учебы обходится студенту в среднем в 12 тысяч евро. В Томских вузах за год выходит около 50 тысяч рублей – то есть, меньше 2-х тысяч евро. Однако, несмотря на дороговизну обучения, зарубежная система образования предусматривает различные льготы для студентов. К примеру, при успешной сдаче хотя бы одной или двух сессий, студент уже освобождается от оплаты, получает возможность бесплатного проживания и другие «бонусы». Кроме этого, за рубежом хорошо развита система кредитования студентов со стороны государства. Россия к этому делает только первые шаги.
Научно-образовательные международные контакты ТУСУРа устанавливались на протяжении многих лет. Надежными партнерами вуза сегодня являются такие страны, как Голландия, Германия, США, Франция, Китай. Прикладные исследования в области оптической связи ведутся совместно с учебными заведениями Германии. В 2002 году на базе ТУСУРа был основан Сибирский филиал международного исследовательского центра Телекоммуникации и Радиоволн для выполнения фундаментальных исследований в области радиоэлектроники. Сам центр находится в г. Дельфте, в Голландии.
В апреле этого года Администрация Томской области организовала поездку в Ирландию, благодаря чему у ТУСУРа появился еще один международный партнер. В состав томской делегации вошли: вице-губернатор Владислав Зинченко, руководитель особой экономической зоны Владимир Прец, представители ТУСУРа, политехнического университета. Цель поездки – познакомиться со свободными экономическими зонами, проектами, связанными с развитием электроники, технопарками и с системой образования в Ирландии.
- Издавна сформировавшееся стереотипное представление об Ирландии включает в себя набор стандартных «национальных символов»: вечнозеленые, благодаря Гольфстриму, равнины, бесконечные пастбища, пиво «Гиннесс», праздник Святого Патрика - продолжил разговор Николай Гербертович. – Кроме этого, Ирландию считают государством, у которого затянувшиеся конфликтные отношения с Великобританией, путая при этом Республику Ирландия с Северной Ирландией, входящей в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Если говорить о современной Ирландии (Республике Ирландия), то это быстро развивающаяся страна с общедоступным высококачественным образованием и отработанными методами стимулирования молодежи к получению профессиональных знаний. В Ирландии действуют 9 университетов, все они пользуются поддержкой государства. Старейшим является Дублинский университет - Тринити-колледж, основанный в 1591 году королевой Елизаветой I. Среди новых вузов – Дублинский городской университет и университет Лимерика. В Лимерике, также находится одна из самых крупных экономических зон в Ирландии – Шеннон. Аэропорт Шеннон изначально специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое положение Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда правительство страны объявило о своем намерении сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне в зоне Шеннона размещены производства множества технологичных компаний, в том числе российских, - рассказал Николай Ремпе.
На примере западных стран Томск может стать всемирно известным, инновационным городом. По мнению ректора ТУСУРа Анатолия Кобзева, именно университеты должны стать главными центрами подготовки новой волны российских предпринимателей наукоемкого бизнеса. Ведь все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса – нынешние студенты университетов. Поэтому перед вузами должна стоять задача выпускать не только высококвалифицированных инженеров и научных работников – людей наемного труда, но и будущих организаторов, учредителей, хозяев наукоемкого бизнеса.
ТУСУР такую задачу поставил перед собой уже давно: генерация новой массовой волны «предпринимателей в науке», переход к экономике знаний, уменьшение зависимости от сырьевого экспорта. Обеспечение этого условия – крупнейшая государственная задача, по своим масштабам и социальным последствиям превосходящая атомный и космический проекты.