Подготовку успешных бизнесменов вуз поставит на поток
В холле главного корпуса ТУСУРа, что на втором этаже, есть своего рода «иконостас». На огромной колонне красуются металлические пластины, на которых представлены названия примерно 15 успешных наукоёмких фирм: «Микран», «ЭлеСи», КБ «Радар»
«Добры молодцы» высоких технологий
Что между ними общего? Все они - гордость ТУСУРа, созданы его выпускниками, сумевшими прорваться на рынок высоких технологий. Эти фирмы - практически одно целое с родным университетом, единый учебно-научно-инновационный комплекс.
Создателей, учредителей этих наукоёмких фирм ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев про себя называет «богатырями». Смысл этого сравнения понятен. Подобно былинным молодцам, предприниматели смогли открыть своё дело, подняться на ноги, занять нишу на интеллектуальном рынке, довести оборот до десятков миллионов рублей.
Увы, «богатырей высоких технологий» в Томске, во всей стране не так много. Например, ТУСУР окружает примерно 15 наукоёмких фирм-дочек. Заветная мечта ректора ТУСУРа - чтобы в ближайшие годы их стало на порядок больше. Тогда уже всерьёз можно будет говорить о науке и инновационном бизнесе как реальном секторе областной экономики.
Хороший и ещё лучше…
Но как научить студента столь сложной и тонкой материи, как наукоёмкий бизнес? Именно этот вопрос был ключевым на конференции, прошедшей на днях в ТУСУРе. Её название «Современное образование: инновации и конкурентоспособность».
- Эта конференция давно стала межвузовской, межрегиональной, - открыл научный форум проректор ТУСУР по учебной работе Михаил Решетников. - От 18 вузов и техникумов, представляющих 11 российских городов, заявлено более 120 докладов. Почему наша конференция посвящена именно инновациям и конкурентоспособности? Только эти качества смогут поднять российскую высшую школу на новый уровень.
Что за уровень? Сегодня стало очевидно, что для успешной карьеры студенту недостаточно просто хорошо учиться, быть толковым инженером, учёным или программистом. Изменилось и понятие «хороший студент», которое теперь включает такие качества, как инициативность, предприимчивость, умение применять знания на практике, разрабатывать и претворять в жизнь новые идеи. Сейчас к традиционному пути выпускника вуза - в науку, в преподавание или на производство, добавился ещё один – в предприниматели.
- Теперь российская высшая школа должна решать более широкую задачу, - взял слово Анатолий Кобзев. Выпускник вуза должен уметь организовать собственное дело. Убеждён, что только наукоёмкий бизнес поможет экономике России уйти от чудовищной диспропорции в сторону экспорта энергоносителей. Экономисты посчитали, что даже при условии, что наша страна максимально увеличит добычу энергоносителей, а цены останутся высокими, госбюджет России вырастет лишь до 400 млрд. долларов. Для сравнения - бюджет США - 13 трлн. долларов, Китая - 7 трлн. Российские вузы должны готовить людей, способных поднять нашу экономику.
«Оксфорд» на Новособорной
ТУСУР имеет опыт в подготовке студентов, адаптированных к условиям рынка. Основой своего долговременного развития вуз считает наукоемкий бизнес, концентрируемый вокруг университетов. Для подготовки «специалистов-бизнесменов» в университете создан учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). Главная задача УНИК заключается во внедрении собственных разработок. В ТУСУРе уже есть реализованные студенческие бизнес-проекты, в рамках комплекса налажено взаимодействие с работодателями, создан центр содействия трудоустройству выпускников, сеть студенческих КБ и т.д.
- Мы ориентируемся на модель Оксфорда, - поясняет Анатолий Кобзев. – Один из ведущих мировых университетов вполне соизмерим с нашим вузом. Но он окружён столь большим «ореолом» дочерних наукоёмких предприятий, что его бюджет достиг 5,5 млрд. долларов, что вдвое превышает бюджет Томской области.
Кстати, бюджет текущего года ТУСУР планирует довести до 616 млн. рублей, из которых 77 процентов «внебюджет». По словам ректора, по объёму научно-исследовательских работ ТУСУР уже «наступает на пятки» политехникам.
«Дружба» - в сентябре
Как же подготовку наукоёмких бизнесменов поставить на поток? Это дело весьма непростое, главное � � ещё новое. ТУСУР выступает в роли первооткрывателя, пионера.
По словам Анатолия Кобзева, проект массовой подготовки «богатырей» пока находится в стадии разработки. Однако в своём выступлении он очертил контуры будущей системы. Приведём основные.
Каждый студент учится по индивидуальной образовательной траектории. Задача преподавателя быть для него «диспетчером». Студент должен иметь мотивацию, чтобы выходить на более сложную траекторию.
Нужно изучать предметы не только путём традиционных лекций и семинаров, а через реализацию проектов. Это так называемое «групповое проектное обучение». Для этого на каждой кафедре должна быть создана студенческая научная лаборатория или студенческое КБ. Здесь будут создаваться коллективы, в которые также войдут преподаватели, сотрудники. Эти коллективы будут работать над конкретными проектами.
- На выходе студент получает не только отметку в зачётке, - поясняет ректор, - а реализацию своего бизнес-проекта. В лучшем же случае выпускник должен создать собственное инновационное предприятие.
По сути это и есть студенческий бизнес-инкубатор. Если продолжить аналогию с птицеводством, от «крестьянского подворья» ТУСУР намерен перейти к мощной «птицефабрике». Её первую очередь университет намеревается сдать в эксплуатацию в сентябре этого года. Это молодёжный бизнес-инкубатор на 200 мест на площадях бывшей столовой «Дружба», отвоёванной у ночного клуба.
- По нашим расчётам, - говорит Анатолий Кобзев, - для запуска нам требуется 24 млн. рублей. Очень надеюсь, что проект поддержит учёный совет ТУСУРа. Губернатор Томской области «созрел», чтобы помочь нам. Областная Дума, к сожалению, нет. Я всё время хочу доказать депутатам, что томский научно-образовательный комплекс – это «вскопанные грядки». Десятилетиями его «удобряли», вкладывали огромные федеральные деньги. Региону нужно потратить минимум средств, чтобы бросить в эти грядки семена.
Но я надеюсь, что ситуацию всё же удастся переломить.