В ТУСУРе подводят итоги реализации правительственного гранта. В 2006 году в вузе на кафедре истории и социальной работы задумались над тем, как сделать образование для инвалидов доступным. Написали программу, получили деньги. Сегодня, спустя пять лет, время оценивать результаты своей работы и думать о том, сможет ли вуз без федеральных средств продолжать программы адаптации.
Ярослав – инвалид детства, у него церебральный паралич. Несмотря на болезнь, парень окончил школу и даже поступил в политехнический университет. Единственным шансом получить человеку с ограниченными возможностями высшее образование тогда был дистанционный метод, то есть учиться дома, а экзамены сдавать с помощью компьютера. Когда Ярослав узнал, что в ТУСУРе внедряется программа по адаптации инвалидов, бросил ТПУ и осуществил свою давнюю мечту: пошёл учиться на очное отделение. Теперь у него появился смысл жизни.
Ярослав Якушев, инвалид детства, студент гуманитарного факультета ТУСУРа: «Люди с ограниченными возможностями получают образование, но реализоваться после вуза им тяжело. Я хочу продвигать именно тему социального предпринимательства, инклюзивного образования».
Для того чтобы студентами вуза смогли стать инвалиды, в ТУСУРе пришлось переделать весь первый этаж. Основное правило - никаких порогов, вместо ступенек - пандусы, а для тех, кто плохо ходит, - перила. Кроме того, это единственный вуз в Томске, где создан Центр сопровождения студентов с инвалидностью. Сегодня в нём работает четыре студента. Никого из ребят заставлять стать волонтёрами не приходилось.
Виталий Головко, ответственный исполнитель проектной группы Центра сопровождения студентов с инвалидностью: «В нашей группе, когда я увидел моего будущего сопровождаемого, он в коллективе не интегрировался, был всё время в стороне. С того момента захотелось с ним заниматься».
Студенты помогают людям с ограниченными возможностями передвигаться по корпусам, делать домашние задания, доставать книги из библиотеки, писать курсовые и даже вести научно-исследовательскую деятельность. Занимаются даже с теми, кто зачастую не может присутствовать на лекциях.
Валентина Зиновьева, доцент кафедры истории и социальной работы ТУСУРа, руководитель проекта социальной адаптации инвалидов: «Студент-сопроводитель, если это требуется, идёт на лекцию вместо студента с ограниченными возможностями здоровья, записывает там текст и затем объясняет ему всё».
С окончанием правительственного гранта программа поддержки инвалидов в ТУСУРе не закончится. Сегодня инициативная группа пишет новые проекты. Впереди много работы, к примеру - поставить для инвалидов-колясочников лифт, а его стоимость 4 миллиона рублей. Лестница для таких ребят - настоящая преграда. Задача волонтёров - стереть как можно больше подобных барьеров. Сегодня в ТУСУРе обучаются 50 студентов с ограниченными возможностями.
Прямая ссылка на видеосюжет на сайте ГТРК «Томск».