Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР: Центр инновационного развития

04 апреля 2007
«Фирменной» технологией ТУСУРа является идея «большого университета», включающего в себя сам вуз, его филиалы и представительства, НИИ и действующие на их основе предприятия.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) — один из ведущих вузов Российской Федерации. Его «фирменной» технологией глобального масштаба является идея «большого университета», включающего в себя сам вуз, его филиалы и представительства, НИИ и действующие на их основе предприятия. Сегодня в ТУСУРе создана инфраструктура «Учебно-научно-инновационный центр ТУСУР» (УНИК ТУСУР), которую составляют пять НИИ, три конструкторских бюро, научно-исследовательская часть, инжиниринговый центр, технопарк, лаборатории и ряд частных структур наукоемкого бизнеса. В ближайшее время будет открыт и первый в России студенческий бизнес-инкубатор. О необходимости применения инновационных технологий в сфере образования мы говорим с Анатолием Кобзевым, ректором Томского государственного университета систем управления и радиоэлекторники.

- Сегодня мы говорим о создании новой, принципиально новой концепции обучения. До сих пор большинство вузов ориентируется на классические, отработанные десятилетиями технологии. Это традиционное обучение, соответствующее государственному образовательному образцу, представляет пример поточно-групповой технологии. Большинству из нас она хорошо знакома. До настоящего момента для многих вузов эта система являлась своеобразным трафаретом. Все новые и новые партии «специалистов» выходили в жизнь и отправлялись на производство со стандартным, подчас устаревшим, и уже совершенно не востребованным в условиях реального предприятия набором знаний. Многие из тех, кто работал со стажерами и молодыми специалистами, могли бы привести немало примеров, подтверждающих это. Таким образом, на переучивание специалиста уходил еще год. И кстати, именно этот факт сформировал мнение о том, что молодым специалистам — выпускникам вузов не следует поручать работу над серьезными проектами. За два-три года даже те знания, которые могли как-то пригодиться в модернизации производства, устаревали. В итоге предприятие получало специалистов, обученных работать по старым методикам. Впоследствии появился модифицированный вариант поточно-групповой системы, где собственно учебный процесс дополнился элементами учебно-исследовательской работы (УИР), и здесь все определялось особенностями инфраструктуры конкретного вуза. Это могла быть работа в научных группах, в лабораториях или при кафедрах, а также в вузовских НИИ и КБ. Однако все обучение, как теоретическое, так и практическое, опять же замыкалось на самом вузе. Порой даже самые блестящие проекты просто не могли иметь практической реализации исключительно по причине отсутствия заинтересованных в подобных решениях организаций. Кроме того, до 1992 года вузы ориентировались исключительно на выпуск инженеров наемного труда. Однако ситуация изменилась в корне. Ориентир на инновационные технологии производства в целом стал приоритетным в создании индустрии знаний, формировании наукоемкого бизнеса. Это та самая сфера, в которой ограничения на развитие отсутствуют. Торговый, промышленный, сельскохозяйственный бизнес ограничивает рынок сбыта. А наукоемкий бизнес, как я уже сказал, ограничений в развитии не имеет. Напротив, главное условие — это постоянный поиск: особенность рынка инноватики заключается в том, что он постоянно подстраивается под новые идеи, а зачастую формирует этот рынок.

Главным ресурсом инновационного развития являются люди. По оценкам В. Починка, сейчас в России насчитывается около 800 тысяч малых и средних предприятий. Но для того, чтобы России сравняться — хотя бы не с самыми развитыми, об этом сейчас и речи нет — но с быстроразвивающимися странами, нам таких предприятий требуется 4 миллиона. Цель поставлена, а с чего начинать — неизвестно. Поскольку приоритетным для государства до сих пор остается продукт. Готовый продукт. Большие деньги уходят на поддержание проектов, когда деньги сейчас следует вкладывать в людей. Предприимчивые люди у нас в стране были всегда. Когда, наконец, появилась возможность им реализоваться, они все ушли в бизнес. Кто-то выжил, кто-то прогорел. Но не это важно. Важно то, что ресурсы предприимчивости на тот момент были исчерпаны. Сегодня стоит задача запустить «вторую волну». И вот эту задачу должны взять на себя университеты. ТУСУР, пожалуй, одним из первых пришел к пониманию этой проблемы, и мы поставили перед университетом цель: выстроить такую образовательную систему, которая готовила бы не только инженеров наемного труда, но и предпринимателей. Пока в нашем университете действует одна образовательная цепочка, так называемая научная: студент — кандидат — доктор. Мы поставили себе цель – подготовить инженера-предпринимателя, способного создать предприятие или наукоемкую фирму. Сегодня ТУСУР находится в окружении 25 фирм, созданных его выпускниками. Наши студенты могут там не только проходить практику, но и трудоустроиться. В наших планах создание примерно 150 предприятий и фирм различного профиля. Это будет то перспективное конкурентоспособное окружение, созданное на базе самого ТУСУРА, которое в дальнейшем будет подпитываться инновационными разработками самого университета. А финансирование университета обернется взаимовыгодным сотрудничеством: уже сейчас университет оказывает этим предприятиям поддержку в работе с отечественными и зарубежными фондами, помогает принимать участие в федеральных, целевых и межведомственных научно-технических программах, а благодаря разветвленной сети собственных представительств и филиалов — эффективно продвигать на рынке наукоемкую продукцию фирм. Кроме того, наши партнеры получают прямой доступ к инновационной структуре университета. В нее входят: школа инновационного менеджмента, агентство интеллектуальной собственности и патентно-информационный отдел ТУСУР, технопарк, залоговый фонд, офис коммерциализации разработок и отдел маркетинга. Готовится к открытию бизнес-инкубатор.

- Каковы особенности образовательной программы для будущих предпринимателей?

- Что такое предприниматель? Это человек, у которого есть энергия, предприимчивость, желание что-то сделать и свежие идеи. А потому, работая с будущим предпринимателем, мы стремимся не просто научить запоминать знания, но генерировать их. Причем в таком случае мы приходим к необходимости индивидуальной работы с каждым конкретным человеком. Сейчас у нас учится 18 тысяч студентов, и все, я подчеркиваю — все должны иметь индивидуальный график обучения, также все должны работать в творческих бригадах. А это уже связано с реализацией группового проектного обучения, и тогда у нас появятся и бизнес-идеи, и бизнес-развитие.

Обучение в бизнес-инкубаторе емкостью 200 мест рассчитано на три года. Ежегодный набор — 60–70 человек. Три года работы на университет дают студенту гораздо больше, чем просто опыт. Один, даже хорошо финансируемый, бизнес-инкубатор проблемы не решит. Должна быть сформирована сеть, в самой образовательной структуре должно быть выделено место для подобных образовательных программ.

- А не получится так, что, выходя из университета, имея все шансы построить конкурентоспособное наукоемкое предприятие, выпускник, понимая, с какими сложностями ему придется столкнуться в нашей стране, уедет туда, где есть все условия? И тогда все вложения уйдут на Запад?

- Такого не будет. Те 25 фирм, которые входят в УНИК ТУСУР работают у нас в России и менять свою прописку не собираются. Причем это предприятия, которые сумели завоевать широкую известность не только в Томской области, но и в стране; например, «Микран» держит почти половину рынка цифровых технологий, «ЭлеСи» — 80% рынка автоматизации «нефтяной трубы». Людям интересно развивать российский рынок: он еще не поделен, именно здесь есть «белые пятна». А выйти со своим делом на рынок, где господствуют транснациональные корпорации, будет трудно, поскольку там этот этап уже пройден.

Интересно то, что Запад, имея уже четко структурированный рынок, продолжает инвестировать в создание и развитие бизнес-инкубаторов. Яркое тому подтверждение — Оксфордский университет. Здесь можно провести ряд аналогий с ТУСУРом, мы сейчас развиваемся именно по оксфордской модели, поэтому их достижения нам наиболее интересны. По величине Оксфорд такой же, как и ТУСУР: обучение там проходит 17 тысяч студентов. И при этом в активах Оксфорда — 300 малых наукоемких предприятий, идеи и технологии для развития которых разрабатываются именно в Оксфорде, именно оттуда на предприятия приходят новые кадры. Объединение Оксфордского университета и его бизнес-окружения дает УНИК (учебно-научный инновационный комплекс) и сумму, равную 5 млрд. долларов. Единая система, где университет является питательной средой, а профессура университета — учредителями этого окружения, дает 5 млрд долларов, а миллионное население Томской области, при учете того, что задействованы все природные и минеральные ресурсы, нефть, газ, — всего 3 млрд долларов. Выводы напрашиваются сами собой. При этом перейти от модели британского к модели «томского Оксфорда» можно, если направить инвестиции в нужное русло.

За последние пять лет общий объем доходов университета увеличился в 10 раз и на данный момент составляет 600 млн. рублей. Бюджетных из этой суммы — только 23%. Отдача научно-исследовательских разработок университета увеличилась в тридцать раз. Фирмы-партнеры, создавшие структурные подразделения ТУСУР, сейчас занимают лидирующие позиции среди остальных наукоемких предприятий Томска, за три года доходы фирм увеличились в 11 раз.

Еще пять лет назад о каких-то доходах никто и мечтать не мог. Сейчас в активах ТУСУРА 600 млн. рублей, это 22 млн. долларов. Наше бизнес-окружение уже перешло за миллиард, а в этом году выйдет на полтора миллиарда годового дохода. В комплексе мы сможем обеспечить около 100 млн. долларов. Резерв есть, однако инфраструктура остается практически не развитой.

- Что требуется для того, чтобы началось развитие этой инфраструктуры?

- Понимание и соответствующая поддержка со стороны государства. Именно университет является резервом интеллект-ресурса, именно университет как механизм развития сочетает в себе такие качества, как стабильность, фундаментальность и государственность. И это — его преимущества, которые позволяют соединить в себе стабильность государства и подвижность рынка и создать необходимые для экономики страны концептуально новые технологии обучения. Поиск оптимального сочетания и есть квинтэссенция ТУСУРовского развития. Мы доказали, что малый наукоемкий бизнес открыт для взаимодействия с вузами, что в инновационном процессе частные фирмы мобильны и активны. Однако стратегическая задача создания национальной инновационной инфраструктуры возможна только при поддержке государства.

Люди дела. – № 8. – 2004
НАВЕРХ