С инновационной технологией ТУСУРа учиться быстрее и интереснее
Анатолий Иванович Романюк, директор ООО «ПТК Трансэлектро», вспоминая о рождении «Символа», на секунду смущается. Тогда, в 80-е годы, Анатолий Иванович работал инженером в конструкторском бюро «Проект» при ТУСУРе, и иногда в свободное время мастерил для своих маленьких детей модули радиоуправления по вполне актуальным и сегодня технологиям. Модулем начинялся, например, покупной луноход, и тогда им можно было командовать с пульта управления, не спотыкаясь о провода. В какой-то степени работа с игрушками послужила толчком для создания другой умной «игрушки» - электронного репетитора «Символ – ВУЗ». А что, разработанный Фарадеем электродвигатель тоже поначалу считался детской игрушкой.
- Потребность в автоматизированном контроле за знанием была всегда, поэтому периодически инженеры что-нибудь создают, - рассказывает Анатолий Романюк. – Элементарный пример – детские игры типа «Волшебных огней» или электровикторин, когда ребенок, отвечая на вопрос, должен ткнуть контактом в ту или иную лунку. Но несмотря на усилия специалистов, образование до сих пор является практически единственной отраслью человеческой деятельности, где работники-учащиеся до сих пор не имеют инструментальных средств контроля-корректировки качества своей работы-учебы. В последней четверти ХХ века произошло предельное превышение объема учебных программ, знания нужно приобретать быстрее, но адекватным увеличением производительности технологии обучения такой рост до сих пор не обеспечен. Это привело к снижению качества обучения в системе образования.
Эту несправедливость и попытался исправить еще в 90-х годах коллектив разработчиков «Символа» - зав. кафедрой высшей математики ТУСУРа Л.И.Магазинников, профессор кафедры высшей математики И.П.Шевелев, А.Романюк, Ю.Мальцев, А. Макиенко. Первые электронные репетиторы были громоздкими и неказистыми – величиной примерно с большой журнал, их нужно было подключать к сети. За несколько лет удалось уменьшить размеры до величины калькулятора, усовершенствовать дизайн заменить электропроводку батарейным блоком, разработать несколько серий специальных учебников к репетитору. Уже в 2001 году комплекс учебных пособий «Символ – ВУЗ» получил «Золотую медаль» Сибирской ярмарки «Учсиб», в 2002 году электронный репетитор был награжден дипломом конкурса «Сибирские Афины» в номинации «Лучший экспонат», а в 2004 году – золотой медалью отборочного этапа межрегионального этапа конкурса «Лучшие товары, услуги Сибири – Гемма» и дипломом Министерства образования РФ и оргкомитета Российского образовательного форума как финалист конкурса инновационных разработок.
Параллельно шла обкатка инновации непосредственно в школьных коллективах, например, в Якутске, куда устройство «Символ-ВУЗ» и учебники в 1992 году завез партнер «тусуровцев» В.И. Буслаев. Технология моментального самоконтроля и тестирования учащимися своих знаний, предлагаемая ТУСУРом, внешне проста и очень практична. Электронный репетитор можно применять в любой области знаний, будь то математика, русский язык, история, физика или биология. Стоит он недорого, легко помещается в портфель. Единственное ограничение – к репетитору должен прилагаться комплект учебных пособий, по которому проходит обучение и самоконтроль ученика. Или – самим закодировать учебные задания, как это делали якутские учителя математики и алгебры. Общение с «Символом» происходит так. На панели устройства расположены 25 кнопок и 159 знаков. Ученик (студент или дошкольник - не важно) вводит в устройство специальный код, указанный в учебнике и подходящий только для данного задания.
Потом набирает ответ – слова, предложения, результат деления или сложения, нажимает кнопку «контроль» и смотрит результат своих усилий – загорается или кнопка «правильно» или кнопка «неправильно». При необходимости и учитель подключается к контролю: на каждый ответ, признанный правильным, микропроцессорное устройство «Символ» сообщает пароль. Учащийся записывает их и передает учителю. С помощью «Символа» можно и контрольные работы проверят: вводишь в устройство ответы на вопросы и нажимаешь кнопку «контроль». Загорается столько лампочек, сколько правильных ответов.
- В классах, где применяют «Символы», присущий традиционной технологии обучения антагонизм между учителем и учащимися на почве контроля знаний, нивелируется, - рассказывает директор школы №7 г. Якутска В.П.Павлова. - Учитель для учащихся более не проверяющий, он – наставник, старший товарищ, поскольку проверяет правильность выполнения учебных заданий не он, а «Символ» - прибор, на который нельзя обидеться или которого нужно бояться. К тому же «Символ» проверяет за несколько секунд, и школьникам не нужно ждать час или сутки, пока учитель проверит тетрадки. В результате все учатся настолько быстро, насколько могут. Так что с «Символами» возрастает и эффективность, и психологическая комфортность обучения. Это важно, особенно сегодня, когда напряжённость учебных программ возрастает, и дети и учителя - все на взводе.
В начальных классах лицея № 7 г. Томска устройства «Символ-ВУЗ» применяются с 1998 года. Вот мнение учительницы М.Ю. Мисс:
- Детям очень понравилась новая «игрушка». Даже трудные и «скучные» упражнения учащиеся выполняли с большим интересом, потому что сразу видели результаты своей работы. Обычно учителя на уроках используют различные методы и приемы, повышающие активность детей. Но в условиях массовости обучения, когда в классе 30 и более человек, учитель не в состоянии проконтролировать знания всех учащихся одновременно, и чаще всего дети узнают о результатах своей работы лишь на следующий день. А о самоконтроле (без участия учителя) в начальных классах даже вопрос никогда не ставился. В лучшем случае ученик мог получить от учителя совет: «Проверь свою работу». Но дети не видят своих ошибок и обычно считают, что все выполнено верно. С «Символом» ученики старались своими силами отыскать допущенные ошибки, исправить их и показать учителю результат. К учителю обращаются лишь в тех случаях, когда после 5 – 6 попыток от электронного репетитора не удается получить сообщение «Правильно».
Марина Юрьевна рассказала, что в 2002 г. был выпущен класс, который четыре года обучался с применением устройства «Символ-ВУЗ». За время обучения дети быстрее и прочнее усвоили таблицу сложения до 20 и таблицы умножения и деления. Контрольные работы оценивались только положительными оценками. На выпускных работах учащиеся показали высокий уровень самостоятельности при выполнении контрольных и тестовых работ. При выполнении городских тестовых заданий их средний балл оказался выше, чем по городу. С «Символом» учиться было интереснее, даже на переменах ученики начальных классов не хотели расставаться с умной «игрушкой».
Но ведь сегодня мировое образовательное пространство нацелено на полную компьютеризацию, может возразить читатель. Тысячи учебных программ помогают осваивать точные и гуманитарные науки. Интересно, что в то время как Министерство образования республики Саха (Якутия) заказало первую партию «Символов», в Якутск на личном самолете прилетел менеджер компании IBM, известного производителя компьютеров.
- После этого наши отношения с чиновниками от образования Якутии на сутки стали холоднее, - улыбается Анатолий Иванович Романюк. – Но понятно, что одно другому не мешает, и устройства для самоконтроля и компьютеры совершенно разные вещи. По цене, по размерам, по целям. Для того, чтобы работать на компьютере, ребенок еще должен научиться особому языку, много сил уходи на общение с компьютером. Немало задач компьютерные технологии предлагают решить выбором из трех вариантов, и тогда ученик начинает просто гадать методом «тыка».
Сегодня инновационная технология «Символ» признана на федеральном уровне. Проект получил высокую экспертную оценку, для распространения опыта томичей и авторов инноваций из других регионов планируется издание методической библиотеки проектов-победителей Российского образовательного форума, проведение всероссийских и региональных конференций. «Символ» - это вещь!», - так оценил электронный репетитор один из второклассников, и кроме технических и методических подробностей, к такому восклицанию добавить нечего.