Пару лет назад, министерство образования России решило избавиться от «лишних» вузов. И провело мониторинг образовательной, научной, международной, финансово-экономической деятельности, инфраструктуры и трудоустройства выпускников.
Но это вызвало критические отзывы университетского сообщества, поскольку ряд показателей был далек от жизненных реалий. Однако, как заметил в нашей беседе проректор по научной работе Томского университета систем управления и радиоэлектроники, профессор Александр Шелупанов, нет худа без добра.
- Мы получили возможность, - сказал он, - сравнить наш университет с другими по всему спектру данных - от числа преподавателей и научно - технических сотрудников до проходного балла при приеме. И оказалось, что по всем показателям мы примерно на одном уровне с ведущими вузами страны. А выработка на одного научно- педагогического работника в ТУСУРе выше чем в ведущих вузах Москвы, Санкт- Петербурга, Сибири.
Конкретно, если минимальное значение объема научно исследовательских и опытно конструкторских работ - 50 тысяч рублей на одного научно-педагогического работника, то в ТУСУР этот показатель составляет 1228,22 тысяч. То есть, больше установленных «пороговых» значений в 24 раза.
Понятно, что деньги приходят в научные коллективы, если в них есть развитая инфраструктура научных исследований, соответствующее оборудование и заказчики им доверяют. Это подтверждается в нашем университете, где за последние четыре года объем научных исследований увеличился практически в три раза.
- На какие технологии, отрасли промышленности «заточены» исследования ученых ТУСУРа?
-Традиционно большая часть нашей тематики ориентирована на оборонные и космические технологии. Мы выполняем огромный объем работ для ракетно - космической отрасли и до сих пор являемся, по существу, единственными в России обладателями технологий и производства всего наземного испытательного оборудования, электрооборудования космических аппаратов. На всех предприятиях, имеющих отношение к космосу, на космодромах стоит оборудование, разработанное и - подчеркну - произведенное в ТУСУРе.
Нам доверено выполнять важнейшие проекты по постановлению Правительства РФ о кооперации университетов и промышленных предприятий…
- Вы как-то особенно подчеркнули последнюю фразу.
- Оказалось, что многие вузы уже не способны взаимодействовать с крупными промышленными партнерами. Наш университет - способен. С 2010 года мы выполняем шесть важных проектов, среди которых, отмечу, второй уже проект по созданию новой элементной базы (по этой позиции наша страна пока отстает), выполняемой совместно с томской научно-производственной фирмой «Микран». Также второй совестный проект выполняем с ОАО «Информационные спутниковые системы», в самом крупном российском спутнике есть и наш важный элемент. В рамках правительственного постановления о создании в России трех центров светодиодной техники выполняем совместный проект с томским НИИ ПП. Кстати, в стране создаются три центра светодиодной техники, один из них в Томске.
Технология светодиодов и светодиодных осветительных устройств, которую мы создаем - мирового уровня. Для работы над проектом мы открыли НИИ светодиодных технологий, две мощных исследовательских лаборатории на базе НИИ ПП, есть магистратура по этой тематике, есть и аспиранты.
- В последние годы вы постоянно усиливали ваш Центр космического мониторинга. Готовитесь к возможному марсианскому проекту?
- Нет, задачи вполне земные, но обширные. Центр полезен для самых различных земных сфер. Градостроительство, кадастр дорог, чрезвычайные ситуации, связанные с экологическими катастрофами, наводнения, определение снежного покрова, контроль сельхозугодий, пожары и незаконная вырубка леса, разрывы трубопроводов…Наше оборудование контролирует территорию радиусом до трех тысяч километров и позволяет обрабатывать информацию полученную из космоса с разрешением до полуметра! И в режиме реального времени. Эти наши возможности привлекают зарубежные страны в Европе и Азии. Например, мы создаем совместный ситуационный центр в Республике Таджикистан.
За последние годы мы существенно развили нашу инфраструктуру научных исследований. В ТУСУРе создано восемь НИИ, которые имеют хорошие объемы работ, а их сотрудники способны генерировать новые идеи, сотрудничать с представителями промышленных предприятий, внедрять разработки в жизнь.
Солидный пласт исследований ведется по, так называемым, технологиям двойного назначения, которые сегодня завладели всем миром, потому что они дают толчок к развитию новых перспективных направлений науки и приборостроения. Здесь ТУСУР, что называется «на острие», активно идет внедрение разработок, налажено партнерстве с промышленными предприятиями.
ТУСУР - вуз, нацеленный на конкретную реализацию проектов, 80% всех научных средств университет зарабатывает за счет хоздоговоров.
- В Томске ходят легенды об «элитной аспирантуре» вашего университета. Будто бы эти аспиранты зарабатывают больше некоторых профессоров…
- Это правда, хотя не все и не сразу… Вот данные из областного прошлогоднего справочника: профессоров и преподавателей старше 65 лет в ТГУ - 33%, в ТПУ -18,6%, в ТУСУРе -22%.
Проблема понятна. Чтобы вырастить и закрепить в вузе молодых ученых мы и открыли в 2011году аспирантуру на особых условиях. Из примерно трехсот аспирантов по конкурсу отбираем десять лучших. Такому аспиранту дается стипендия администрации - около 20 тысяч рублей в месяц и текущая 5-6 тысяч.
Тысяч десять (из хоздоговорных денег) добавляет руководитель кафедры или лаборатории. Раз это лучшие аспиранты, значит они уже имеют какой-то грант. Вот так и образуется сумма в 50 - 70 тысяч рублей. Также аспиранту предоставляется благоустроенное жилье, все условия для работы, приоритетное право участия в международных конференциях.
В свою очередь аспирант обязуется трудиться на своем месте весь рабочий день, защитить в срок диссертацию, а после защиты три года отработать в университете. Три года в аспирантуре, еще три года в университете…
Мы уверены за это время молодой человек пропитается нашей аурой, нашим стремлением становиться успешным здесь, в ТУСУРе. Научится работать в практической тематике, искать перспективные темы исследований, добывать деньги для себя и вуза, короче, станет нашим навсегда. В этом году защищается девять элитных аспирантов. На освобождающиеся места сразу объявляется новый конкурс.
- Наверное, создавая этот проект, думали: «Вот бы мне такие условия в аспирантуре»…
- Да, но не довелось мне в аспирантуре поучиться. Когда сказал об этом, начальник отдела отрезал: «Какая тебе аспирантура, кто работать будет?! В командировку собирайся». Пришлось готовить кандидатскую диссертацию, что называется, без отрыва от производства.
- Было время, когда выпускники ТУСУРа успешно создавали инновационные компании. Сегодня они идут в науку. Что произошло?
- Есть много молодых ребят, которые отлично выполняют исследования, но у них нет таланта предпринимателя, им это и не нужно, они по складу ума, характера - исследователи, инженеры.
Среди наших молодых ученых, аспирантов я культивирую мысль - ученый должен быть успешным человеком. Он принесет обществу много пользы. Для этого ему не обязательно быть Биллом Гейтсом.
- Не удивлюсь, если у вас и для студентов какие-то заманчивые стимулы придуманы.
- Есть технология, которую в ТУСУРе начали реализовывать шесть назад: групповое проектное обучение с третьего курса. Суть такая: с третьего курса формируются группы, которые занимаются реализацией своих проектов. Группы могут быть межфакультетские, межгрупповые, межкурсовые.
Проекты реальные - от лабораторий, или от инновационных компаний. Выполняются с написанием технического задания, с отчетами, с защитой этих проектов. Как правило, это практика междисциплинарного решения задач, и, что самое важное - студенты учатся работать в коллективе, что не так просто.
У нас есть сеть студенческих конструкторских бюро, привлекаем студентов для выполнения хоздоговоров. Я сам со второго курса «гайки крутил» на хоздоговорной работе в НИИ. Это школа не только теоретических и практических знаний, но и понимание отношений в коллективе, ответственности - за выполнение работы в срок, за качество, потому что твоя ошибка может обесценить работу коллектива.
В тему: В ТУСУРе активно привлекают к научной работе школьников. Здесь считают их равноправными партнерами. В «пилотном» режиме одиннадцатиклассники Сибирского лицея участвуют в студенческих групповых проектах «Разработка интернет-ресурса» и «Компьютерная экспертиза».