Сделанная десятилетие назад ставка на предпринимательство вывела ТУСУР в лидеры инновационного развития.
Когда-то, лет 10 - 15 назад, рассказы про будущий "звёздный" инновационный пояс вокруг ТУСУРа воспринимались слушателями с изрядной долей скептицизма. Да что говорить о прошлом веке, даже сегодня многие думают, что вузы - это бесконечно дотируемый элемент социальной сферы, а учёных представляют очень умными, но по определению бедными бюджетниками.
Всё здорово изменилось. Наши ведущие университеты стали весьма заметными субъектами региональной экономики, да и сама экономика знаний всего за несколько лет с нуля вдруг выросла до 15 % ВРП.
А инновационный пояс ТУСУРа стал действительно звёздным. Самые яркие его представители сверкают на всю Россию и за её пределами. Годовой оборот учебно-научно-образовательного инновационного комплекса (УНИК), состоящего из 125 высокотехнологических предприятий, в прошлом году составил 20,2 миллиарда рублей.
О том, какие плоды университету систем управления и радиоэлектроники принес его подход к инновационному развитию, рассказывает ректор ТУСУРа Юрий Шурыгин.
Больше чем завод
- ТУСУР в представлении томичей, пожалуй, - самый прагматичный из ведущих университетов, готовящий специалистов-электронщиков, которых работодатели по весне разбирают как горячие пирожки. Что в ТУСУРе главнее: учебный процесс или наука?
- Образовательный процесс немыслим без проведения научных исследований. Если преподаватель не занимается наукой, сам не растёт, отстаёт от жизни, даёт студентам старый материал - грош ему цена. Поэтому мы всегда наряду с техническим оснащением большое внимание уделяли увеличению объёмов исследований - как бюджетных, так и по хоздоговорам. Наши приоритетные направления - нанотехнологии, радиотехнические и информационно-телекоммуникационные системы, интеллектуальная силовая электроника, инноватика.
Объём научных исследований в консолидированном бюджете университета с 15 % в 2006 году вырос до 43 % в 2010-м. В денежном выражении общий объём НИР составил 528 миллионов рублей (из них хоздоговорных - более 443 миллионов). По выработке на одного научно-педагогического работника мы, пожалуй, в тройке лидеров в России. 722 тысячи рублей - это уже уровень коммерческого предприятия (аккредитационный показатель для университета в 40 раз меньше - всего 18 тысяч на сотрудника).
- Полумиллиардный объём НИР? Да не всякий завод выпускает продукцию на такую сумму!
- Больше выработка у "ЭлеСи", "Микрана", "Томской электронной компании" и ряда других, но их немного. По космическим исследованиям наш НИИ АЭМ уже заключил договоров с "Информационными спутниковыми системами" (ИСС) им. академика Решетнёва примерно на 300 миллионов рублей. Сейчас у НИИ в производстве сотня изделий, которые позволяют обеспечить испытания систем электропитания космических аппаратов на земле с имитаторами химических и солнечных батарей. Такие комплексы стоят на всех космодромах России - в Плесецке, Байконуре, на востоке страны. Специалисты НПО "Энергия", отправляя шаттлом свои изделия на МКС с мыса Канаверал, обкатывали их на нашем оборудовании во Флориде. Недавно они прислали нам благодарственное письмо.
Второе большое направление в НИИ АЭМ связано с созданием систем индукционного нагрева. Тут главный наш потребитель - РЖД, использующие наши комплексы для сварки рельсов, ремонта подвижного состава, электровозов. Мы поставляем железнодорожникам России, Белоруссии, Прибалтики, Казахстана и т. д. по 300 - 400 таких систем в год стоимостью до 250 миллионов рублей. Большие работы ведутся по автоматизации технологических процессов - нефтяных скважин, водоводов.
Университет и бизнес
- Не опасна ли для университетской науки такая близость с молодыми "акулами капитализма"? И не жалко отдавать бизнесу свою интеллектуальную собственность, на которой он будет развиваться и богатеть?
- В конце 1990-х - начале 2000-х, когда многие остерегались или даже боролись с бизнесом (как это - отдать свою разработку конкурентам?), мы, наоборот, пытались найти с ним точки взаимодействия, не задумываясь насчёт права собственности и видя свою задачу в одном - внедрить эту разработку как можно скорее и эффективнее. Задолго до появления 217-го закона мы начали создавать рядом с университетом малые предприятия, которые зачастую и площади арендовали у вуза. "Магнит" занимался индукционным нагревом, "Сибнефтекарт" - заправкой автомобилей по магнитным и электронным картам. Понемногу вышли на контакты и с крупными предприятиями, которые сейчас стали нашими стратегическими партнёрами. К примеру, "Микран" - самый крупный производитель радиорелейного оборудования в России - создал и финансирует в ТУСУРе НИИ систем электросвязи.
- Для чего это необходимо ему и вам?
- Главный интерес фирмы - доступ к наиболее талантливой молодёжи. Будущих сотрудников он выбирает из лучших студентов. Наш интерес - доступ к самой современной технике и технологиям. В партнёрстве с "Микраном", к примеру, удалось открыть уникальный наноцентр, где мы можем делать монолитные интегральные схемы. Такого литографа и станции зондирования, как в нашем наноцентре, в России единицы.
Наш партнёр "ЭлеСи" (более 40 тысяч км российских трубопроводов автоматизированы его устройствами) начал с того, что создал в ТУСУРе современную лабораторию по промавтоматике со своим суперсовременным оборудованием стоимостью в 100 тысяч долларов, потом - НИИ электронных систем.
Не путайте с ларьком!
- Среди обычных приоритетных направлений ТУСУРа (информатика, радиотехника, силовая электроника) появилось и не вполне понятное - инноватика. Что это такое - дипломированный инноватор? Думается, у любого инженера-профессионала, разработчика новой техники по определению должны быть "инновационные мозги". Иначе уровень его компетентности неизбежно снизится, и он просто перестанет быть высоким профессионалом.
- Абстрактной инноватики не бывает, как не может быть и "просто инноваторов". Наш студент к основной специальности (к примеру, "Робототехника") получает важный довесок - "Инновации в робототехнике". Есть также "Инноватика в механотронике", "Управление инновациями в электронной технике". Это означает, что из стен ТУСУРа выходит инженер, подкованный ещё и как менеджер. Он должен владеть маркетингом, уметь не только создавать, но и продвигать новый продукт. Предпринимательские навыки нужны технарю, чтобы НИОКР превратилась в инновационный продукт, востребованный на рынке.
Все знают, что изобрёл радио Попов. Но внедрил Маркони. Он, кстати, и Нобелевскую премию за это получил.
- То есть вы хотите своих студентов - будущих Поповых - вооружить компетенциями Маркони?
- Именно!
- У коммерциализации в науке и образовании всё ещё много противников. Говорят, наука должна быть выше и глубже соображений выгоды, что учёному негоже думать о презренном металле. А ТУСУР позиционирует себя как предпринимательский университет.
- Да, примерно об этом и замминистра меня спрашивал в ходе аттестации.
Я всем говорю: поймите, это же не ларёк! Мы должны создать образовательную среду, которая позволит выделить способных к предпринимательству людей. И они будут развивать в себе данный потенциал в сфере наукоёмкого бизнеса.
Пусть наука будет высокой, но кому она нужна, если её достижения не внедряются? Нобелевский лауреат Жорес Алферов на вопрос об отличиях прикладной и фундаментальной науки ответил: "Вся наука - прикладная, только одна разработка получит выход через год, другая - через сто лет, вот и вся разница". В любом случае итогом научного исследования должен быть новый инструмент, технология, прибор.
Практикум для начинающих инноваторов
- Как вы создаёте эту предпринимательскую среду?
- Главное - дать студентам самостоятельность и возможность работать над реальными проектами. С 2006 года мы внедрили у себя технологию группового проектного обучения, цель которого - развить самостоятельность, инициативу у ребят. Они выбирают (а зачастую и сами придумывают) тему, формируют группу и, начиная со второго - третьего курса, работают над реальными проектами, порой по заказу предприятий - партнёров. Студент быстрее превращается в специалиста, осваивает профессию в реальном производственном процессе и в соответствии с требованиями времени. Выполнить проект в ГПО - это значит придумать прибор, разработать и рассчитать его, спроектировать, спаять, настроить и отладить, публично защитить работу и написать пояснительную записку на разработку в строгом соответствии с ГОСТами. Сейчас в ТУСУРе над 232 проектами работают почти 900 студентов.
Ежегодно мы выпускаем более тысячи молодых специалистов, но на бирже труда наших технарей нет, мы проверяли.
- В одном из выступлений Вы как-то сказали, что российская наука и инновации часто развиваются не благодаря, а вопреки. Что, по Вашему мнению, более всего тормозит инновационное развитие в стране?
- Бюрократизация всех процессов. Несвобода. Нужно дать субъектам инновационного развития больше самостоятельности и ответственности. В 90-е годы, помнится, у большинства наших кафедр были свои счета в банке - они сами зарабатывали и сами распоряжались этими средствами. Тогда и инициатив было больше, и реализовать их было проще.
А бюджетную науку делает неконкурентоспособной 94-й ФЗ. Хоздоговорные средства этим законом приравниваются к бюджетным. Но это же абсурд: деньги-то не наши, а заказчика. И он сам решает, какой прибор, какого производства и - что немаловажно! - в какие сроки ему нужен ("ЭлеСи", к примеру, начинает закупать комплектующие в день получения заказа, а мы получаем их после конкурса через 40 - 50 дней).
Кузницы в цене
- А что во внешних условиях изменилось в последнее время к лучшему?
- Государство стало больше вкладывать в образование, особенно в кузницы хороших инженерных кадров. По сравнению с 2008 годом мы увеличили дневной бюджетный набор на 30 % (с 707 до 957 мест), общий вырос на 50 %.
Серьёзные деньги вкладываются в оснащение инновационных и продвинутых в научном плане университетов. Для нас очень важным оказалось 218 постановление правительства о взаимодействии университетов с промышленными партнёрами. По нему мы выиграли три крупных совместных проекта.
- Это те самые масштабные, "звучные" и прорывные томские проекты, обещающие вывести томичей не только на российский, но и мировой рынок?
- Именно так: и масштабные, и прорывные, и обещающие. Например, общий объём финансирования нашего совместного с "Микраном" проекта по аналогово-цифровой СВЧ-аппаратуре для телекоммуникаций, радиолокации и приборостроения на основе собственной GaAs элементной базы - 610 миллионов рублей, планируемый к 2017 году объём производства - около 1,5 миллиардов рублей. Второй совместный с НИИ ПП, ТПУ и ТГУ проект предполагает разработку и организацию серийного производства осветительных приборов на базе светодиодов (планируемый к 2017 году объём продукции - 4 миллиарда рублей). Мы даже решили создать новый НИИ светодиодных технологий. Суть третьего проекта, совместного с "ИСС" им. Решетнёва (здесь головной организацией является ТГУ, а ТУСУР и ТПУ - соисполнители) - разработка электронных модулей на основе технологии "система на кристалле" для систем управления и электропитания космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли.
Общее финансирование этих трёх проектов - 1,2 миллиарда рублей на три года. Из них 600 миллионов - бюджетные средства, столько же дают предприятия-партнёры.
В одиночку не взялись бы
- Выходит, консорциум томских вузов - реальность? Как удаётся преодолевать межведомственные, межкорпоративные конкурентные барьеры?
- Консорциум для того и нужен, чтобы снимать эти самые межведомственные и межкорпоративные барьеры при решении совместных задач. Взять тот же проект по светодиодам: одни мы ни за что не взялись бы за него, да и конкурса не выиграли бы - у нас нет специалистов по осветительным приборам (зато есть в ТПУ), мы не занимались физикой полупроводников (это взял на себя ТГУ). То же и по космической тематике: каждый в связке ТПУ - ТГУ - ТУСУР решает свою часть проблемы.
Простое понимание того, что консолидация усилий университетов при решении общей технической задачи даёт нам уникальное конкурентное преимущество (которого, пожалуй, больше ни у одного другого региона нет), сразу же отодвигает тему межвузовской конкуренции куда-то на задний план.
- Юрий Алексеевич, какие планы ставит перед собой ТУСУР? Как долго будете сохранять своё инновационное линейное ускорение?
- Путь определён, мы по нему движемся. Вопрос в темпах этого движения. Но тут многое зависит от внешних условий.