В конце января в ТУСУР состоялась международная научно-методическая конференция «Современное образование: практико-ориентированные технологии подготовки инженерных кадров».
В системе российского высшего образования очевидна тенденция подготовки кадров для нужд конкретных высокотехнологичных предприятий. В связи с этим предприятия все теснее интегрируются в образовательный процесс, становятся его полноправными участниками. В ТУСУР наработан богатый опыт такой интеграции - более десяти лет в университете создаются совместные кафедры, лаборатории и НИИ, по заказам предприятий разрабатываются специализированные учебные курсы и образовательные программы, ведётся подготовка кадров высшей квалификации (кандидатов наук). Вместе с тем, несмотря на тесное взаимодействие с предприятиями, вопрос неполного соответствия квалификации выпускника вуза требованиям работодателя не теряет актуальности.
- Во взаимоотношениях с высокотехнологичными производствами, основными партнёрами ТУСУР, эта ситуация вполне прогнозируемая. Очевидно, что требования к сотрудникам предприятий, например, наноиндустрии, будут выше, чем к работникам традиционных отраслей. Современному производству требуются специалисты высочайшей квалификации, владеющие профильными знаниями и навыками. Кроме того, есть дополнительные требования - работодатели в качестве значимых компетенций называют способность к анализу и синтезу, умение выдвигать новые идеи, обучаться и применять знания на практике. Эти требования обусловлены спецификой новых производств - они очень динамичны, там постоянно совершенствуется оборудование и технологии. От сотрудника требуется умение работать в таких условиях, то есть быть готовым принимать и вносить изменения, создавать и внедрять новые разработки. Университет также должен жить в ритме новых производств, - отметил ректор ТУСУР Александр Шелупанов.
По мнению участников конференции, в современных условиях университету необходимо работать на опережение, развивая опыт взаимодействия с работодателями, участвуя в разработке профессиональных стандартов, предлагая научные решения для производств, выстраивая систему непрерывного образования по запросам промышленности. В ходе работы секций обсуждались особенности применения технологий дистанционного обучения в подготовке инженерных кадров, развитие профессиональной компетентности преподавателей технического университета, организация научно-исследовательской работы студентов в сотрудничестве с работодателем, современные образовательные технологии практико-ориентированной подготовки студентов.