Пока мы складываем в кубышку нефтедоллары – чуть ли не единственный источник доходов, Европа вводит единую валюту, всем миром строит уникальные самолеты, вместительностью почти в тысячу мест, подписывает Болонский договор, предполагающий общую для каждого возможность получить качественное образование в выбранном вузе мира.
На самолетах мы по-прежнему летаем дряхлых. А вот намерения участвовать в Болонском процессе Россия, наряду с 90 странами, подписала. Но зачем он нужен, ведь в России лучшее в мире образование, - многие все еще живут в шорах и штампах.
- Главной составляющей объединения, зафиксированного высокими подписями в Болонье, является мобильность, - говорит ректор Нюрнбергского Политехнического института им. Георга Симона Ома Герберт Айхеле. - Но мобильность системы требует схожести, а не идентичности.
- Такой же пеленой мифологического незнания еще пятнадцать лет назад был опутан Китай, - разъясняет профессор Герберт Айхеле. - Теперь для немецкого студента съездить в эту страну и пройти практику на одном из наукоемких предприятий – дело обычное.
Университет – не только для образования
Пример этой страны, стремительно прорвавшейся из-за Великой Китайской стены в мировое пространство, приводится повсеместно. И не только из уст немецкого ректора. Наши ученые, бесконечно доказывая руководству страны, что инновационный путь развития – единственно верный, тоже приводят возросшие многократно показатели Поднебесной, которую уж никак нельзя обвинить в утрате национальных традиций.
Прорыв России невозможен и вряд ли состоится, если не будет ликвидировано отставание во внедрении новых технологий и понимании роли в этом процессе системы высшего образования. Во всех странах инновационное развитие основано на возможностях вузов. Выйти из стагнации еще реально, если понять, что в университетах можно не только получить образование, а что они сами должны участвовать в инновационном процессе.
Из-за закрытости научных систем, мотивированных гонкой вооружения, долгое время университетам отводилось определенное место, и, к сожалению, до сих пор политическое руководство убеждено, что тут нечего почерпнуть. Несмотря на то, что в университетах России сосредоточена половина научных кадров, финансирование на науку отводится в пределах 10 процентов.
У самой научной хартии интерес к этой проблеме есть. Поэтому на прошлой неделе на Всероссийскую научно-методическую конференцию «Современное образование: ресурсы и технологии инновационного развития» в ТУСУРе собрались представители 24 городов России от Калининграда до Владивостока. Доклад о Болонском процессе и путях международного сотрудничества, с которым и приехал в ТУСУР ректор Нюрнбергского Политехнического института им. Георга Симона Ома Герберт Айхеле, также уложился в русло обсуждаемой темы. Профессор видит, что перспективы есть и у российских вузов. ТУСУР, например, нацелен на предпринимательскую волну. Так работают все университеты цивилизованного мира. У Нюрнбергского политехнического института, в частности, весьма развитые связи с наукоемкими предприятиями.
Менять методику и психологию
Количество успешных предприятий, строящих бизнес на инновационных проектах, в России катастрофически мало. Главная причина не в отсутствии идей. Инновации медленно идут, потому что их практически некому продвигать. Не изменена психология, не обустроена система подготовки. Это подтвердил и генеральный директор ЗАО «Элеси» Сергей Чириков. Фирма, образовавшаяся почти 15 лет назад на основе инициативы пяти человек, сейчас выросла во много крат, разрабатывает и внедряет в жизнь серьезные проекты, перспективна к расширению рабочих мест. Создав НИИ при ТУСУРе, активно участвуя, в том числе, и в образовательном процессе, бизнесмены от науки видят, что если хороших инженеров взращивать удается, то настоящих менеджеров и управленцев готовить в необходимом объеме пока невозможно. ТУСУР рассчитывает на студенческий бизнес-инкубатор. В вузе четкое понимание, что для прорыва требуется перестройка учебного процесса, вписываемого в круг Болонских договоренностей. Многие российские университеты уже начали осуществлять двухступенчатую систему обучения – бакалавриат и магистратуру. ТУСУР, в частности, увеличивает время на долю самостоятельной работы, вводит рейтинговую систему оценок знаний и систему зачетных единиц, внедряет формы дистанционного обучения. Никто не спорит, что мобильно менять систему под общемировую трудоемко, но главная российская проблема все-таки не в этом, потому как к самим трудностям нам не привыкать.
До трапа самолета
Все рассказы и показы, убеждения представителей правительства, которые достаточно регулярно сейчас посещают Томск, к сожалению, по выражению Кобзева – «до трапа самолета в Томском аэропорту». К инновационному пути вроде бы руководство подошло уже с пониманием, однако, как и с Болонским процессом, пока - одни благие пожелания. В реальности же в России, даже если она действительно вступит на этот путь, а не ограничится кампанейщиной, сейчас ни одна (!) технологическая зона не планируется на базе университетов. Томск предлагает: хотя бы опробовать, впустить во врата вузов всемирно известные образовательные технологии! Надежда угасает последней. Не мытьем, так катанием, может, и удастся убедить высшую власть. Например, мартовская повестка дня съезда ректоров будет полностью посвящена роли университетов в инновационном развитии. Об этом сообщил ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев, который на трибуну конференции «высадился», буквально с корабля на бал, вернувшись с празднования 250-летия Московского государственного университета.
В свете юбилея МГУ, по рассказам Кобзева, часто вспоминалась история. Церковь ревностно относилось к развитию светского образования, а общество медленно созревало под давлением ее взглядов, сформированных веками. Косность эта активно помешала в свое время. Нынче мешает практически то же самое – косность в осмыслении, что общество должно быть открытым.
- Мне видится, что главным толчком должны стать действия Министерства образования России, - подтверждает и Герберт Айхеле. - До тех пор, пока каждый учебный план будет утверждаться в Москве, а не в самом университете, пока будет столь сильна централизованная бюрократия, существенных подвижек быть не может. Каждый университет должен нести собственную ответственность за эту работу. Иначе система будет замкнутой, и ей не найдется партнеров в мире.