Слово «инновации» в последнее время стало не просто популярным. С решением об открытии у нас технико-внедренческой зоны словосочетания «инновационный путь развития» и «наукоемкий бизнес» произносятся очень часто, но их суть и значение для многих остаются неясными.
Cвоими мыслями относительно выбранной стратегии дальнейшего развития научно-образовательного комплекса в Томске делится ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев.
- Нашим правительством сформулирована новая задача – переход к экономике знаний.
Для реализации этой «стратегической цели» нужно решить один вопрос - как быстро нарастить количество фирм малого и среднего бизнеса, для чего необходимо решить задачу генерации бизнесменов новой волны. Единственное место, где они могут «создаваться», – это университеты. Именно здесь учатся и будут учиться все предприниматели страны. Если мы хотим, чтобы эта «волна» появилась, надо ставить задачу подготовки бизнесменов перед университетами. ТУСУР в отличие от многих эту цель перед собой уже поставил. Мы первые открыли студенческий бизнес-инкубатор, а их нужны тысячи - свой в каждом университете. Должна быть создана инфраструктура, привлекательный имидж предпринимательства, разработана пошаговая стратегия развития инновационной деятельности. А то выхватывается оттуда кусочек, отсюда кусочек, а общая задача остается нерешенной.
Я сожалею, что от конкурса на статус инновационного университета в правительстве перешли к идее конкурса на инновационно-образовательные проекты. Полагается, что, читая студенту хорошие лекции, можно «научить» его быть предпринимателем. Ничего подобного! За партами предпринимателей не подготовишь. Надо чтобы образование в целом стало иным, чтобы в университетах витал дух предпринимательства, поиска. И дух этот не создашь с помощью «образовательной программы», пусть и самой лучшей.
Очень правильно, что в США вуз оценивают по успеху его выпускников. Это значит: в вузе смогли создать такой настрой, дух, что студенты мечтают после учебы создать свое дело. Мы гордимся, когда говорим, что тусуровские выпускники создали 80 процентов наукоемкого бизнеса Томска.
- Значит, в создании технико-внедренческой зоны (ТВЗ) тоже большая часть тусуровских «вложений»?
- Да, все признают, что у нашей зоны есть перспективы для развития именно потому, что создана она на очень прочном фундаменте. Только задумайтесь: должно появиться 20 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест – все для выпускников университетов. Способны ли наши вузы обеспечить все проекты ТВЗ? Ответ положительный. Ни у кого в этом не возникает сомнений, ведь в городе учатся 100 тысяч студентов. С развитием ТВЗ постепенно весь Томск станет единой технико-внедренческой зоной, мы приблизимся к европейским стандартам. Уже сегодня научно-образовательный комплекс – второй по объему сектор экономики области. Он дает 18 млрд. рублей (в том числе наукоемкий бизнес – 6,5 млрд.). Больше дает только нефть. Еще пять лет назад объем наукоемкого бизнеса Томской области был всего 45 миллионов. Рост более чем в 100 раз! Приятно сознавать, что 80 процентов работников этой отрасли – выпускники ТУСУРа. Часть фирм наших выпускников учредила свои структуры внутри ТУСУРа. Сейчас в ТУСУРе работают пять НИИ, 48 научных лабораторий, 26 СКБ. Это мощная инфраструктура, по объемам хоздоговорных работ мы занимаем второе место за Уралом, а по выработке на одного сотрудника – первое место и одно из первых в стране. И внутри университета большой потенциал – наши выпускники очень востребованы в фирмах окружения, каждый год туда устраиваются сотни человек
- Что даст университетам Томска и ТУСУРу создание технико-внедренческой зоны?
- Все наши мечты о построении плотного кольца наукоемких фирм вокруг нашего университета с созданием технико-внедренческой зоны приобретают реальные очертания. Мы поставили цель: окружение ТУСУРа довести до 150 наукоемких фирм (сейчас их около 50, в 2002 году, на момент старта учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), было 23). И надеемся, что при взаимодействии ТВЗ и студенческих бизнес-инкубаторов, мы приблизимся к оксфордской модели и будем способны решить задачу генерации новых предпринимателей.