Томск в конкурсе инновационных проектов занял сразу две ниши. Восьмую строчку среди семнадцати вузов-победителей отдали Томскому государственному университету, в мае 1878 года проторившему путь для всего высшего образования за Уральским хребтом. А десятую – самому молодому вузу университетского города: Томской университет систем управления и радиоэлектроники, который был организован в 1962 году.
- Для ТУСУРа это событие – невероятный, но закономерный прорыв, а для меня лично один их этапов жизненного успеха, - признается ректор ТУСУРа, профессор Анатолий Кобзев.
В самом деле, выиграть конкурс в условиях жесткой конкуренции среди российских вузов, 197 из которых претендовало на гранты в рамках проекта «Образование». Стать четвертыми среди всех технических вузов страны. И… надо знать историю здорового соперничества со своим «прародителем» – Томским политехническим университетом, ведь на базе одного из его факультетов и был создан новый вуз для потребностей ракетно-космической отрасли и развития радиопромышленности. Словом, для ТУСУРа это не просто место в колонке победителей, а официальное признание, что курс, выбранный руководством ТУСУРа несколько лет назад, – верный и перспективный, причем в общероссийских масштабах.
Суть предложенного проекта заключается в том, чтобы сориентировать университеты на выпуск не только инженеров наемного труда и научных работников, как это существует в традициях российской высшей школы. Для того чтобы поднять страну, необходимо повернуть усилия в сторону подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса. Пока мы, надрываясь, качаем нефть и рубим лес, в ведущих странах мира основная часть роста экономики обеспечивается за счет вывода на рынок инновационной продукции. Значительную роль в экономике знаний там играют малые предприятия. Ректор ТУСУРа приводит весьма показательные примеры.
Первый касается одного из самых престижных университетов мира. Оксфордский университет окружен тремя сотнями малых наукоемких предприятий, созданных профессорами и постоянно пополняемых за счет притока студентов, которых в Оксфорде – всего-то (по российским масштабам) 16 тысяч человек. Совокупный годовой доход Оксфордского кольца составляет $5 млрд. Для сравнения, вся Томская область с ее нефте- и газодобычей, гигантом атомной промышленности – Сибирским химическим комбинатом и не менее мощным Томским нефтехимическим комбинатом имеет в год всего на один миллиард больше.
Не менее впечатляет пример зоны высоких технологий г. Нюрнберга, где на два миллиона жителей приходится 75 тысяч хай-тек фирм с годовым оборотом 58 млрд. евро. Это 60 процентов валового продукта всей Баварии.
– Уменьшение зависимости от сырьевого экспорта и переход к экономике знаний является задачей, которая по своим масштабам и социальным последствиям превосходит атомный и космический проекты. Для повышения конкурентоспособности стране просто необходимо формировать средний класс, развивать предпринимательство малого и среднего наукоемкого бизнеса, – убежден ректор Анатолий Кобзев. – Однако теми темпами, которыми это делается сегодня, чтобы достичь среднеевропейского уровня, потребуется не менее двухсот лет. Общее количество структур малого бизнеса, по европейским меркам, должно равняться 4 миллионам. А за двадцать послеперестроечных лет сформировано всего 994 тысячи. В наукоемком бизнесе ситуация еще хуже: их всего 22 тысячи на огромную Россию. А требуется минимум два миллиона. В целом ситуация несколько лучше только в Томске, а по стране просто катастрофическое положение: по количеству наукоемких фирм мы отстаем от Европы в сто раз!
И точно в те же сто раз увеличились за шесть лет объемы наукоемких фирм Томска. 80 процентов наукоемкой продукции Томска создают выпускники ТУСУРа. Именно они основали 115 предприятий томского IT-сектора, принесших в прошлом году 5,2 млрд. рублей.
– Это предмет нашей гордости, – не скрывает ректор. – Еще раньше были созданы условия, когда развитие науки предполагало в ТУСУРе большой объем хоздоговорных работ, куда широко вовлекались студенты, в том числе не только в качестве рядовых, но и творческих разработчиков. Мы тогда не задумывались, что хоздоговорная научно-исследовательская деятельность, по сути, была рыночным сектором при социализме, где действовали все атрибуты рыночной экономики, а именно: контракт, договорная цена, договорные сроки. Не задумывались, но все активно в нем участвовали.
ТУСУР уже тогда стал большим бизнес-инкубатором, давшим крышу над головой всем фирмам, которые сегодня на слуху не только в Томске.
– Экскурс в прошлое показывает путь, по которому нужно идти дальше, какие создавать условия, чтобы сохранить дух предпринимательства и дать возможность самым инициативным и творческим молодым людям стартовать, не платя безумных денег за арендуемые площади по стоимости для торговли, - поясняет Кобзев.
Отдача от «отеческой заботы» пришла в виде учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), объединяющего вокруг университета 50 наукоемких фирм по типу вышеупомянутого Оксфордского кольца. И это не предел: ТУСУР ставит своей целью вырастить их число до 150. Каждая фирма внутри университета имеет структуру в виде КБ, НИИ, лаборатории и т.п., которую обеспечивает заказами, финансированием и предоставлением рабочих мест выпускникам и студентам, обеспечивает их местами для практик, темами курсовых и дипломных работ.
А в сентябре 2004 года в ТУСУРе был открыт первый в стране студенческий бизнес-инкубатор. Студенты и аспиранты, готовые связать свою судьбу с внедрением и последующим производственным наполнением своих научных разработок, проходят в его стенах дополнительное трехлетнее обучение. На выпуске планируется зарегистрированный предприниматель наукоемкого бизнеса, готовый вывести на рынок новый, технологически и коммерчески выверенный продукт. Наукоемкий бизнес развивается не столь стремительными темпами, но реалии уже сегодняшнего дня показывают, что за последние пять лет объемы томских наукоемких предприятий выросли с 60 млн. рублей до 6,5 млрд. рублей. Всего же научно-образовательный комплекс Томска дает 18 млрд. рублей в год. Повторимся, лидером в генерации предпринимателей этой отрасли бизнеса является Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Таким образом, можно считать апробированной схему, по которой генерируются такие предприниматели. «Зеленый свет на повороте» в этом деле могут зажечь только университеты. Именно они должны стать питательной средой для их подготовки, ведь наукоемкий бизнес требует у его основателя высшего образования. В их стенах – средоточие будущего России. Причем самого ближайшего.
Жизненно важный вопрос для России предполагает перейти от слов к конкретным делам. Экономика знаний – это прежде всего люди, способные ее делать. А для этого нужно создавать требуемую инфраструктуру развития наукоемкого бизнеса: студенческие бизнес-инкубаторы, «взрослые» бизнес-инкубаторы, технологические парки, зоны, инвестиционные фонды и т.д.
Томск в нынешнем году выиграл федеральный конкурс на создание технико-внедренческой зоны (ТВЗ), в чем огромная заслуга администрации Томской области. С созданием ТВЗ, в которой ТУСУР является головной организацией по направлению «Электроника, информационные и телекоммуникационные технологии», открываются возможности, в том числе, и для выпускников студенческого бизнес-инкубатора, которые будут выигрывать конкурсы на размещение в ТВЗ и будут там успешно работать.
- Модель ТВЗ очень хороша тем, что на базе сделанных заявок будут создаваться новые наукоемкие фирмы, и в процесс генерации идей и их коммерциализации будет вовлечено большое количество людей: преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов. Для университетов это настоящий Клондайк, потому что это и база для практики, и сильнейшая мотивация для всего студенческого сообщества, - говорит ректор.
Но прежде, чем это произойдет, в течение пяти лет в университете должен коваться специалист новой формации, что от самого вуза потребовало выстроить абсолютно новую систему подготовки. Назрела необходимость воспитывать студентов так, чтобы отойти от обычной системы зачетов и экзаменов. Проект, по которому работает вуз в течение нескольких лет, отличается таким распределением каждого курса и каждого предмета, что студенту нужно не просто сдать экзамен в конце семестра, а постоянно преодолевать небольшие преграды, что делает работу регулярной в течение семестра и исключает элемент случайности на экзаменах. Каждый предмет декомпозирован на части. Каждая часть имеет контрольно-измерительные материалы, их количество должно быть таким, чтобы студент не уповал на зубрежку. Так реализуется полномасштабная рейтинговая система.
Часть курсов студент выбирает сам, записываясь к определенному преподавателю. От профессорско-преподавательского состава нововведения соответственно также потребовали мобилизации. Все это позволяет активизировать процесс обучения. Как и то, что до 30 процентов части некоторых курсов переведено на дистанционную технологию. Это сделано совершенно сознательно, чтобы будущий инженер не просто много знал, а умел думать и двигаться без задания сверху. Возможность осуществления этого нововведения была основана на практически стопроцентной компьютеризации вуза. В диспетчерском центре ТУСУРа зарегистрировано более 11 тысяч компьютеров. Такой массы «железа» на одного студента вуза нет нигде в России.
Шагая по индивидуальной траектории, студент, в конце концов, попадает в бригаду студентов, перед которой поставлена та или иная, но обязательно творческая задача. В процессе группового проектного обучения молодые люди защищают отдельные практические части, а, кроме того, сдают теоретические курсы. К четвертому курсу работа будет доведена до бизнес-проекта, который будет представлен на конкурс в студенческий бизнес-инкубатор. Попадание в студенческий бизнес-инкубатор – это венец работы по групповым творческим проектам. В стенах студенческого бизнес-инкубатора студенты не только доводят свою разработку до конечного продукта, но учатся продавать его, искать заказчиков. Многоплановая система потребовала перестройки всего методического обеспечения. Кроме того, лабораторией инструментальных систем моделирования разработаны новые технологии.
Проект, в котором сам ТУСУР живет уже несколько лет, достаточно трудоемкий. Например, у дистанционного образования было немало противников, утверждавших, что высшее образование невозможно без «голоса живого профессора». Однако Томский межвузовский центр дистанционного образования, созданный на базе и по инициативе ТУСУРа, за несколько лет объединил многие университеты страны. Центр имеет свои представительства в 117 городах России и странах бывшего СНГ, где одновременно получают образование более 7500 студентов. По линии центра дистанционного образования разработано и активно используется в учебном процессе более 1000 учебно-методических пособий, около 750 электронных экзаменов и контрольных работ, более 80 лабораторных работ, 20 мультмедийных учебников. Воспроизвести такую образовательную структуру непросто, но она стала настоящим локомотивом многих преобразований в ТУСУРе.
- Необходимо было организовать университетское сообщество, чтобы оно начало дружно работать на методическое обеспечение всех курсов, - вспоминает Анатолий Васильевич. - Люди все заняты, а им надо писать книжки по каждому курсу. Некоторые переживают за сохранение прав на интеллектуальную собственность. Следовательно, нужно было найти механизмы стимулирования и индивидуального подхода к каждому специалисту. Или, например, компьютеризация. Сегодня в ТУСУРе 0,7 компьютера на студента, что превышает мировой уровень. Чтобы выйти на него, необходимо было не просто закупить такое количество компьютеров, а это - колоссальное материальное вложение, но создать систему активного пользования. И теперь среднесуточный трафик, который имеет ТУСУР, превышает трафик всех вместе взятых вузов Томска.
Еще одной новой структурой ТУСУРа стал «Школьный университет» – первое в России учебное заведение, реализующее масштабную модель введения мягкого профилирования на базе современных информационных технологий. За мягким профилированием будущее, поскольку нынешнее положение в школах вынуждает выбрать жизненный путь в очень раннем возрасте и, порой, по случайным обстоятельствам.
Вся эта деятельность, а также победа инновационного проекта, которая получила официальное признание и, что скрывать, всероссийскую известность, по надеждам, должна привлечь в ТУСУР амбициозную молодежь со светлыми умами. Впрочем, уже в прошлом году, в ТУСУРе на отдельные факультеты проходной балл был равен 190 из 200. Качественный набор – это залог будущего. Именно по их достижениям необходимо оценивать успешность вуза, как это предлагал министр образования и науки Андрей Фурсенко.
- К сожалению, его предложение не получило развития, но мы готовы отработать систему мониторинга, в ТУСУРе накоплен опыт, который мог бы помочь создать базу данных о жизненной карьере выпускников российских вузов, - предлагает ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев. – Оценка деятельности университетов по успехам их бывших питомцев чрезвычайно важна. Одна шестая экономики мира создается выпускниками Масачутеского института технологий (MIT). Это ли не показатель верного пути?