Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Центр доступности образования

Структурное подразделение ТУСУРа «Центр доступности образования (ЦеДО)» был реорганизован из ранее действующего Центра сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ) в связи с тем, что в вуз стали поступать не только лица с инвалидностью, но и абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, которые в соответствии со ст. 79 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» также имеют право на сопровождение в учебном процессе. На основе приказов ректора ТУСУРа от 15 февраля 2019 г. были приняты два документа: положение о структурном подразделении «Центр доступности образования» и «Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Практика сопровождения студентов, имеющих инвалидность, стала развиваться в ТУСУРе с 2007 –2009 гг., когда вуз перешёл к групповому проектному обучению (ГПО), и на кафедре истории и социальной работы (ИСР) начал выполняться исследовательский проект «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями в техническом вузе (ТУСУР)» в рамках аналитической ведомственной целевой программы Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 – 2011 гг.)». В проекте разрабатывались проблемы инфраструктурной, образовательной и социальной инклюзии в вузовском образовательном пространстве, была обоснована саморазвивающаяся модель сопровождения студентов-инвалидов в вузе с использованием ресурсов группового проектного обучения как формы научно-исследовательской работы студентов. В 2011 г. с целью развития в вузе инклюзивного образования и организации помощи студентам с инвалидностью в преодолении их трудностей на пути получения высшего образования был учреждён Центр сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ). Инициаторами его создания стали преподаватели и студенты кафедры ИСР гуманитарного факультета.

Деятельность ЦеДО ТУСУРа по сопровождению студентов проводится на основе методов практической социальной работы:

  1. индивидуальная работа со случаем,
  2. групповая работа,
  3. работа в микросоциальной среде.

К этой деятельности привлечены студенты проектных групп, которые получают навыки профессиональной социальной работы на студенческой скамье.

Центр доступности образования (ЦеДО), являясь структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, уставом ТУСУРа, решениями ректора, учёного совета и нормативно-методическими документами университета, в том числе системами менеджмента качества университета, исполняет решение учёного совета и руководства университета. Его целью является распространение идей инклюзивного образования в вузе, включение лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс на принципах равноправия, формирование социальной модели инвалидности и позитивного общественного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями.

Центр доступности образования создан для организации конкретной помощи и содействия студентам, имеющим инвалидность и ограниченные возможности здоровья, для обеспечения условий их успешной адаптации в образовательной деятельности и социальной интеграции. Центр находится в подчинении проректора по учебной работе, его деятельность курируется кафедрой истории и социальной работы (подбор кадров, привлечение сопроводителей, обеспечение методической работы, информирование, определение направлений развития и т. п.).

Центр доступности образования выполняет следующие функции.

  1. Участие в подготовке нормативных документов для обеспечения эффективного инклюзивного сопровождения и социальной адаптации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; социально-психологический мониторинг образовательного пространства; специализированный учёт таких студентов на этапах поступления, обучения и трудоустройства, их организационно-педагогическая поддержка.
  2. Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Регулирование уровня эмоциональной напряжённости в межличностных связях и отношениях, поддержка самоактуализации таких студентов.
  3. Организация мероприятий, тренингов, консультаций специалистов для оказания помощи обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в конкретных ситуациях. Привлечение студентов академических групп к оказанию помощи в роли ассистентов (сопроводителей).
  4. Участие в развитии инфраструктуры университета для обеспечения доступности образовательной среды лицам с ограниченными возможностями осуществляется управлениями по эксплуатации и развитию имущественного комплекса. Подготовка предложений и рекомендаций по развитию услуг центра, использованию ресурса группового проектного обучения, совершенствованию безбарьерной среды в вузовской системе, разработка методик сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в конкретных случаях.
  5. Информирование преподавателей и кураторов о наличии обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в группах, а также об их проблемах с целью предоставления рекомендаций и помощи в их сопровождении.
  6. Организация консультаций, психологического тестирования обучающихся с проблемами адаптации в вузовской среде, разработка программ тренингов для работы в академических группах, профилактика психоэмоциональных перегрузок обучающихся.
  7. Организация обучения и деятельности ассистентов (сопроводителей) для помощи обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из числа студентов и других лиц в целях адаптации таких студентов.
  8. Проведение социологических исследований, мониторинга общественного мнения по вопросам отношения к инвалидности в вузовской среде.

В соответствии со ст. 79 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в профессиональных образовательных организациях высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальные учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

НАВЕРХ